По второму обвинению ТЮФЯГИНА и САРОЯНА начали допрашивать первых свидетелей
В среду, 23 апреля, в Советском районном суде продолжился процесс по громкому уголовному делу, возбужденному в отношении экс-заместителя министра строительства и ЖКК Омской области Михаила ТЮФЯГИНА и замдиректора ООО «Ремдорстрой» Норика САРОЯНА. ТЮФЯГИН обвиняется органами предварительного следствия в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), одного — ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и одного — ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). САРОЯН — в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере). Разбирательство ведет судья Руслан АБУЛХАИРОВ. Сторону обвинения представляют прокурор Советского округа Дмитрий КАЗАННИК. Сторону защиты — адвокаты Андрей ХАБАРОВ, Наталья РОМАНОВСКАЯ, Юлия БОРОДИХИНА.
Суть обвинения
На этой неделе суд перешел к рассмотрению обвинения о даче взятки в особо крупном размере. Как считает следствие, в июле 2011 года ТЮФЯГИН, являясь заместителем регионального министра строительства и ЖКК, получил от своего родственника Норика САРОЯНА взятку в виде нового автомобиля TOYOTA HIGHLANDER стоимостью 1,8 млн рублей за общее покровительство ему и обеспечение ООО «Ремдорстрой» участия и победы в аукционах, проводимых на территории Омской области, в том числе в аукционе по строительству дороги Петровка — Калиновка с заключением госконтракта на сумму 237 млн рублей.
Деньги СУТЯГИНСКИХ
Первым допрошенным по второму обвинению стал экс-директор казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» Андрей МОЛЧАНОВ. Он пояснил суду, что руководил УДХ с 6 апреля 2010 года по 2 июня 2013 года. Главной функцией управления дорожного хозяйства Омской области являлось проведение торгов (в оперативном управлении находилось 250 тысяч км дорог) и, соответственно, обслуживание дорог посредством определения подрядчиков на аукционах. Некоторые вопросы в деятельности УДХ, как отмечает МОЛЧАНОВ, курировал ТЮФЯГИН.
Что касается предмета судебных разбирательств, то изначально проектированием дороги Петровка-Калиновка занималась группа компаний «Титан», потому что этот маршрут был проложен вблизи их объектов. Впоследствии разработкой занялось правительство Омской области в рамках программы по подготовке и развитию проекта «Биокомплекс».
По словам МОЛЧАНОВА, решение о строительстве дороги Петровка-Калиновка было принято в срочном порядке во время одной из рабочих поездок на объекты будущего «Биокомплекса» "Титана". Братья СУТЯГИНСКИЕ тогда даже согласились поучаствовать в финансировании и предоставить около 60 млн рублей, что составляло четверть от необходимой суммы. При этом софинансирование со стороны областного бюджета, судя по рассказам МОЛЧАНОВА, было весьма туманным.
Ремдорстрой начал ремонт досрочно
На строительство было отведено всего 3 месяца — до окончания строительного сезона в ноябре 2011 года. Как поясняет МОЛЧАНОВ, согласно нормативному времени на строительство такой дороги протяженностью 9 км понадобится не менее 9 месяцев. Однако выяснилось, что еще до проведения аукциона предварительные работы по ремонту дороги на объекте начало уже осуществлять ООО "Ремдорстрой". Вскрылся этот факт при инспектировании соседнего объекта — строительства дороги Петровка-Трусовка, где генподрядчиком выступало ООО «Омская строительная компания — 2000» (ОСК-2000), входящая в группу компаний «Титан». Субподрядчик — Ремдорстрой. Прокурора КАЗАННИКА заинтересовало, как «Ремдорстрою» тогда удалось выяснить, все нюансы в прокладывании трассы, не имея проектной документации. МОЛЧАНОВ ответил, что предварительные работы делались вслепую, а трасса в итоге была проложена немного в другом месте. По его словам, ни один кубометр Ремдорстрою оплачен в итоге не был и работу никто не принял.
Ни одного соперника
Но прокурор настаивал на серьезных последствиях доконкурсных работ.
Прокурор. Когда был зафиксирован факт выполнения строительных работ Ремдорстроем, с вашей стороны была ли какая-нибудь реакция?
МОЛЧАНОВ. Мы писали письмо Михаилу Дмитриевичу (ТЮФЯГИНУ. -Прим. «КВ») о том, что на этом объекте ведутся работы. Я его попросил переговорить с СУТЯГИНСКИМИ.
Прокурор. В отношении Ремдорстроя какие-нибудь меры принимались?
МОЛЧАНОВ. Да. По-моему, мы им тоже направляли письмо с требованием прекратить работы.
Прокурор КАЗАННИК спросил, общался ли он до момента начала аукциона и формирования технического задания с кем-нибудь из предполагаемых подрядчиков. МОЛЧАНОВ ответил отрицательно и добавил, что и не знал, кто может заявиться на аукцион. Впрочем его первый заместитель Анатолий РЫЧАЛОВ сообщил, что потенциальным участником, по слухам, может стать ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой». Этому предприятию, по его словам, областной бюджет за выполненные работы задолжал порядка 30 млн рублей.
Интересовался ли участниками торгов Михаил Дмитриевич, – спросил прокурор КАЗАННИК. МОЛЧАНОВ ответил, что о «Ханты-Мансийскдорстрое» он, в общем-то, сам ему и рассказал на одной из планерок. Тогда ТЮФЯГИН попросил его уточнить серьезность намерений, позвонив их руководителю. По словам МОЛЧАНОВА, разговор получился ни о чем: со стороны Ханты-Мансийскдорстроя не прозвучало каких-либо конкретных планов, как и от МОЛЧАНОВА, который сообщил, что никаких точных прогнозов о финансировании из облбюджета еще нет.
Сотрудники правительства Омской области также предполагали, что свою кандидатуру на аукцион выставит снова ОСК-2000, но в этот раз добавился Ремдорстрой. В итоге число участников составило состояло из три предприятия (помимо указанных выше, на конкурс заявилось еще ООО «Компания «Сиброс»). Однако, к финалу аукциона ни один из участников, кроме Ремдорстроя, о снижении стоимости на 5 процентов.
САРОЯН не оставлял подписей
Теперь стороны стали выяснять роль САРОЯНА в данном деле. Так, адвокат РОМАНОВСКАЯ поинтересовалась, кто на тот момент являлся руководителем «Ремдорстроя». МОЛЧАНОВ ответил, что все документы подписывал Виктор ЛИЗУНОВ, который официально является директором. А САРОЯН, по его словам, не поставил ни одной подписи. Но прокурор КАЗАННИК решил уточнить, какое тогда отношение САРОЯН имел к Ремдорстрою и можно ли его назвать фактическим руководителем. «Я не видел ни одного документа, где он значился как руководитель», — пояснил МОЛЧАНОВ.
Ситуацию взялся прояснить судья АБУЛХАИРОВ.
Судья. С Нориком Мусабековичем вы как давно познакомились?
МОЛЧАНОВ. В ходе рабочей группы.
Судья. Как с кем?
МОЛЧАНОВ. Он не представлялся.
Судья. А вы в качестве кого его представляли?
МОЛЧАНОВ. Ну, раз он из Ремдорстроя, значит, в Ремдорстрое работает.
Судья. Так кто он? Рабочий? Водитель начальника? Вы в рамках поездки со всеми знакомились на площадке, со всеми рабочими?
МОЛЧАНОВ. Ну, мы пришли на площадку. А там и прорабы, и мастера, и субподрядчики, и электрики и т. д.
Судья. И вы со всеми разговаривали?
МОЛЧАНОВ. Конечно. Штат стройки фиксируется.
Судья. А что делал Норик Мусабекович?
МОЛЧАНОВ. Человек сидел и слушал молча.
«ТЮФЯГИН явно лоббирует интересы Ремдорстроя
КАЗАННИК заявил, что МОЛЧАНОВ давал совершенно другие показания следователю, и предложил огласить эти ответы:
«Хочу сказать, что ранее на участке Петровка-Калиновка-Трусовка Ремдорстроем велись строительные работы, в частности, на участке Петровка-Калиновка», подтверждал МОЛЧАНОВ. «Директором, насколько мне известно, являлся ЛИЗУНОВ, но фактически всем строительством руководил Норик САРОЯН...
...Наше учреждение направляло письмо с требованием прекратить строительство. После этого заместитель министра строительства ТЮФЯГИН вызывал к себе и говорил, что Ремдорстрой должен продолжать работы. Я пытался объяснить, что это неправильно, аукцион еще не проведен, а они могут его еще и не выиграть. ТЮФЯГИН на это отвечал: посмотрим. Также было известно, что участвовать собиралось Ханты-Мансийскдорстрой. ТЮФЯГИН просил узнать о намерениях. Об итогах разговора с Ханты-Мансийскдорстроем я сообщал ТЮФЯГИНУ.
По его поведению было понятно: ТЮФЯГИН явно лоббирует интересы Ремдорстрой в отношении строительных работ по указанной дороге. Он просил постоянно информировать его по данному объекту и я, как его работник, выполнял указания...»
УФАС штрафовало Ремдорстрой
Прокурор обнародовал письмо от Ханты-Мансийскдорстроя, которое было озвучено на одном из рабочих совещаний при управлении антимонопольной службы по Омской области. Среди участников был МОЛЧАНОВ. При этом ХАБАРОВ поспешил уточнить, что участники не предупреждались об уголовной ответственности.
«Основанием для принятия решения об отказе в участии аукциона служит выданная заказчиком информация о необходимости окончания строительства работ в 2011 году и оплате строительных работ в 2012 году», — прочитал КАЗАННИК и от себя добавил, что речь идет о том, что подрядчик за работы, сделанные в 2011 году, не получил бы даже 63 млн рублей, а лишь надеялся на абстрактные обещания о финансировании в 2012 году.
Но адвокат БОРОДИХИНА спросила, где говорится, что вся оплата только в 2012 году. А ХАБАРОВ уточнил, что заказчик, еще не значит МОЛЧАНОВ. Затем адвокат ТЮФЯГИНА попытался внести еще большей неоднозначности, добавив, что Ханты-Мансийскдорстрой при всех просьбах и недовольствах свою заявку не снимал и до последнего участвовал в торгах.
Отметим, что УФАС после того обращения в апреле 2012 года признавало действия министерства строительства и ЖКК по Омской области, Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», ООО «Ремдорстрой» нарушающими п. 4 ст. 16, ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции». Причем в пояснениях к решению говорилось о сговоре трех данных организаций и предоставлении Ремдорстрою информации об объекте строительства, проекта (технической документации), в результате чего организация могла начать работы раньше — еще до проведения аукциона. Ремдорстрою тогда удалось оспорить решение УФАС в арбитражном суде, однако Восьмой апелляционный суд встал на сторону антимонопольщиков. В результате чего Ремдорстрою в 2013 году был выписан штраф в размере 387 тысяч рублей. В этом же году с должности директора управления дорожного хозяйства ушел Андрей МОЛЧАНОВ.
Взятку принесло ураганом
В суд общей юрисдикции дело попало из-за обвинений в общем покровительстве и получении взятки в виде автомобиля TOYOTA HIGHLANDER. Как прокомментировал корреспонденту «КВ» подсудимый Норик САРОЯН, машину для своего давнего друга ТЮФЯГИНА, который является его тестем, покупал еще до проведения аукциона и тем более решения УФАС. Автомобиль, по его словам, был заказан из Японии, где в это время бушевал ураган. Поэтому "тойоту" доставили не в срок, и именно тогда, когда дело легло на стол антимонопольной службы. Что касается неоднозначных ответов о его должности в Ремдорстрое, САРОЯН пояснил, что раньше он действительно возглавлял предприятие, но к моменту нарушения уже более года являлся индивидуальным предпринимателем.
Судебные разбирательства продолжаются. «КВ» будут следить за развитием событий.