Их Юрий КУДАШКИН дарит дереву, их удается прожить ему самому
ВСЕ МЫ, проходя мимо какой-нибудь старой коряги, порой удивляемся: вот так она похожа на лешего, а вот так — на взлетающую птицу. Но мы-то подивимся и уйдем, а художник постарается вытянуть эти образы — воспроизвести их на холсте или бумаге, а то и воплотить в самом дереве, чуток подкорректировав природу.
Вертикальное положение
Юрий КУДАШКИН уже много лет известен в Омске как художник-прикладник, тонкий мастер пластики природных форм. Со своими вазами, кувшинами, композициями из арчи, тополя, клена он не раз выставлялся в омских музеях, награждался дипломами и благодарственными письмами Сибирского культурного центра, дома-музея Кондратия Белова, Либеров-центра. Даже получил специальный диплом профессионального конкурса «Художник года» — «За оригинальное использование природного материала» и вошел в кандидатское объединение Омского отделения Союза художников РФ. Между тем по образованию он горный инженер, по пристрастию – альпинист. Все остальное добавила жизнь.
Горы, наверное, то, что он помнит с самого детства. Деревня Ат-Баши, где родился Юрий, располагается в горах Тянь-Шаня. Там они с братом ходили на рыбалку, катались на автомобильных камерах по горной речке, однажды чуть не утонули. А еще была попытка на детском велосипеде поехать к бабушке во Фрунзе. Потом семья действительно переехала туда. И была школа, нудная учеба зимой и замечательное времяпрепровождение летом: купание в канале, ловля лягушек для террариума, сбор трав для аптек, первые походы, первые восхождения.
Во Фрунзенском политехническом институте КУДАШКИН начал заниматься альпинизмом уже более серьезно, получил спортивный разряд. Параллельно осваивал профессию горного инженера. «Это практически шахтер, — уточняет он. – Геологи ищут, а мы уже вытаскиваем из-под земли». Но «подземное королевство» манило все меньше и в конце концов Юрий выбрал другую сферу деятельности. Он стал инструктором по альпинизму, водил группы по маршрутам, многие из которых разрабатывал сам. В основном пролегают они в ущельях Аксай и Каракул.
Работал КУДАШКИН и начальником контрольно-спасательной службы Тянь-Шаня. Работа сложная и опасная, требующая постоянной собранности и внимания. Главная задача – профилактика происшествий, спасательные операции – это когда уже случилось ЧП. В целях безопасности он наблюдал за погодой, снежными склонами, ледовыми стенами, камнеопасными тропами. Уже даже по цвету снега КУДАШКИН научился предчувствовать приход лавин. А вот туман однажды предсказать не удалось.
Во время восхождения на пик Ленина тропу вдруг словно заволокло белым дымом в один миг. Запросто можно было свалиться в пропасть. Но Юрий умудрился старым австрийским ледорубом прощупать наст под снегом, найти свои же следы, оставленные за два дня до этого, и таким образом вывести группу.
«И спускаемся мы с покоренных вершин…»
Лето начальника КСП загружено до последней минуты, а зимой делать особенно нечего. Вот Юрий и начал приглядываться к корягам, которые натаскал с гор. Зачем натаскал? Так ведь они такие интересные! Формы причудливые. Поднимаешься все выше и выше, и вот вместо ровных деревьев появляется арча – альпийский можжевельник. Наверху ветра сильные, поэтому только диву даешься, как его беднягу закрутило. Все это пробуждает фантазию, подталкивает к творчеству. Стал Юрий делать из арчи поначалу вроде сувениры, а потом настоящие произведения искусства – вторую жизнь старым корягам дарить. И не думал даже, что жизнь его тоже разделится на две части, когда появится в ней жена Татьяна и уговорит спуститься на равнину – поехать на ее родину в Омск. Хотя Татьяна и сама альпинистка, и старшую дочь Таисию КУДАШКИНЫ с грудного возраста с собой на горнолыжную базу брали.
– В той моей первой жизни было все, – рассказывает Юрий. – И первая любовь, и первый сын, и гибель товарищей, и ощущение своей беспомощности, и ощущение победы. Все, как в горах: и вверх, и вниз в пропасть. Бурная, как горный поток, жизнь. Моя вторая жизнь в Омске, как река в среднем течении, спокойна и медлительна. В новой жизни у меня есть две дочери, есть свой дом, есть любимое занятие. Я привез в Омск арчу – альпийский можжевельник с гор Киргизии. Теперь живу, развлекая душу кусочками древесины. Оказалось, что не только арча может душу согреть, но и верба, которая растет по берегам Иртыша, и тополь, и клен. Оказалось, что верба может быть теплой и розовой, сосна – прозрачной и легкой, осина умеет рисовать пейзажи (на ее срезе образуются «картинки»), клен – выкручиваться и надуваться коростами, тополь хранит в себе вазы и кувшины.
Лава, мрамор и женские трусики
Хитросплетениями деревянных форм КУДАШКИН радует и удивляет всех, кто приходит на его выставки. Кажется, не может быть таких изгибов и завитков у дерева. Но художник только немного облагородил исходный материал и задал ему тематическую направленность. А так – все эти волны, узлы и линии уже существовали. Он просто сумел заметить их и восхититься. Подсвечник «Само совершенство». Конечно, в его название Юрий вложил не комплимент своей работе, а восторг перед другим художником – природой. Кувшин «Ух ты!» тоже из той же серии.
Вообще КУДАШКИН умеет давать своим работам говорящие названия и образы придумывает метко: композиция «Дама с авоськой», ваза «Губешки нецелованные», лопоухий и усатый кувшин «Электрик», стол «Буйство». Стол сделан из целого куска клена, попавшего под спил на проспекте Мира. Дерево поразило художника своими наростами, похожими на оплывшую лаву. О щедрой душе автора можно судить по конфетнице «Ассорти» — сладостей войдет в нее килограммов десять. Так же, как и в чаше «Горсть яблок» уместится не горсть, а целое ведро.
Мастер может и пофилософствовать (кувшин «Хитросплетения души»), и пошалить. Как-то, когда он работал на комбинате стройматериалов (было в его жизни и такое), в столярку принесли сосновую доску, откровенно бракованную. Но Юрий моментально разглядел в ней женскую фигуру. «Вот увидел и все, — говорит он. – Так и назвал – «Женщина». Трусики только нацепил. Специально в магазин ходил. Предлагали разные, но я уперся: мне черные!» Есть у него свои маленькие хитрости, благодаря чему фактура становится обманчивой. Дерево выглядит то темным стеклом (светильник «Лебедь»), то мрамором. Благодаря долгому томлению во влажной среде тополиные чурки украшаются естественным орнаментом. Ждать приходится несколько лет, зато потом получаются оригинальные табуретки. Такой процесс, конечно, требует терпения, но когда есть цель, есть любимое дело, ожидание не в тягость.
«Ты жив, человек, любовью» – так называется новая выставка Юрия КУДАШКИНА, открывшаяся на прошлой неделе в Доме художника. Строчка взята из стихотворения Леонида ФИЛАТОВА. На выставке представлено более 50 работ, и почти все они сделаны в этом году!