Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Антимонопольщики поделились опытом с омскими предпринимателями

27 мая 2015 10:25
0
3834

Омское УФАС России совместно с Омской ТПП провели круглый стол, участники которого  обсуждали особенности законодательства о закупках

Вопросы правоприменения Федерального закона № ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  обсуждались на круглом столе, который проходил 21 мая в Омском региональном бизнес-инкубаторе по случаю 25-летия антимонопольного регулирования в России. Антимонопольщики рассказали омским предпринимателям, где и в чем участники конкурсных процедур ошибаются чаще всего.

– В 2013 году отдел контроля закупок рассмотрел 765 жалоб за весь год, в 2014 году – 1214 жалоб, и за 2015 год уже поступило на сегодняшний момент 260 жалоб, а в летние месяцы их количество обычно возрастает, как показывает наша практика, — рассказала участникам круглого стола заместитель руководителя УФАС России по Омской области Тамара ШМАКОВА.

В прошлом году омские антимонопольщики, по словам Тамары ШМАКОВОЙ, чаще всего сталкивались с тем, что участники закупок почему-то затруднялись правильно указать в конкурсной документации страну происхождения товара. На первый взгляд, причина вроде бы смешная, тем не менее заявки участников чаще всего отклонялись именно из-за этого. Второе наиболее часто встречающееся нарушение – недостаточно качественное описание госзаказчиками объекта закупки или наличие в конкурсной документации указаний на конкретные бренды. Зачастую извещение о конкурсе, размещенное госзаказчиками, не содержит исчерпывающего списка документов, которые должны предоставляться участниками закупок.

– А сегодня рассматривалась вообще удивительная жалоба на администрацию Седельниковского сельского поселения, которая размещала информацию по выбору подрядчика для строительства водозаборной скважины. У администрации нет ни проекта, ни минимальных характеристик, никто даже не знает, на какую глубину нужно будет бурить, — удивлялась  Тамара ШМАКОВА. — При таких условиях вообще невозможно начинать работы по бурению скважины.

Еще одна проблема заказчиков, по мнению омских антимонопольщиков, – неумение расторгать контракты в одностороннем порядке. Во-первых, далеко не все контракты содержат такое условие, как возможность одностороннего расторжения. Во-вторых, не соблюдается процессуальный порядок информирования поставщика или подрядчика, предусмотренный законодательством.

Возникают проблемы и в процессе правоприменения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который начал действовать в 2012 году и с каждым годом используется все шире. Самыми массовыми нарушениями, по словам заместителя руководителя УФАС России по Омской области Вадима КАБАНЕНКО, стали манипуляции с закупками у единственного поставщика. Бывает, что заказчики даже не утруждают себя какими-либо объяснениями, а просто принимают решение, что некую категорию товара (дизельное топливо, к примеру) они будут приобретать у единственного поставщика, а потом просто заключают контракт напрямую, не заморачиваясь конкурсными процедурами.

– Первое, что должен сделать заказчик, который руководствуется в своей деятельности требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, принять положение о закупках. Фактически это как Конституция для государства – основной закон. И если положение прописано качественно и заказчик будет потом его придерживаться, то никаких проблем в процессе закупок у организации не возникнет, – считает Вадим КАБАНЕНКО.

Начальник отдела контроля органов власти УФАС России по Омской области Галина ЛАПТЕВА рассказала, что практика применения Федерального закона № 223-ФЗ уже показывает необходимость внесения ряда поправок. Например, необходим десятидневный срок после завершения конкурсных процедур, в течение которого нельзя заключать контракт с победителем. А иначе получается, что участники торгов фактически лишены права на обжалование. Пока они жалуются, контракт уже может быть не только заключен, но и исполнен.

– Федеральный закон 223-ФЗ – это показательный пример того, что государственные и муниципальные предприятия в РФ совершенно не готовы работать с соблюдением принципов защиты конкуренции, – добавил руководитель УФАС России по Омской области Сергей СУМЕНКОВ. — Для госзаказчиков в Федеральном законе 44-ФЗ детально прописан каждый шаг, поставлены максимально жесткие рамки. Много было критики на этот счет, все переживали, и мы в том числе, что шаг вправо или влево – сразу расстрел. И вот выходит максимально либеральный закон 223-ФЗ, который состоит из двух страничек и требует лишь одного: напишите сами для себя положение о закупках и придерживайтесь его. В итоге получилось, кто во что горазд. А основная тенденция – игнорирование всех принципов конкуренции. Заказчики желают заключать контракт только с теми, на кого сами покажут пальцем. В общем, к либеральному законодательству наши люди оказались не готовы. Теперь придется права заказчиков ограничивать разными поправками.

Сергей СУМЕНКОВ рассказал и о перспективах четвертого антимонопольного пакета поправок, который подготовлен в рамках дорожной карты по развитию конкуренции в России и окончательно будет принят осенью 2015 года. Новые поправки предусматривают, по словам Сергея СУМЕНКОВА, расширение такой меры, как предостережение антимонопольного органа. Будет пересмотрен и вопрос доминирования, чтобы хозяйствующие субъекты с рыночной долей менее 35% уже не признавались монополистами.

– Впервые за многие годы антимонопольного регулирования удалось убедить правительство, которое и вносило в Госдуму этот пакет с поправками, что нужно ограничить органы власти в правах на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий. Если ФГУП или МУП конкурирует на одном рынке с другими хозяйствующими субъектами, то, в общем-то, понятно, кому будут доставаться лучшие заказы, льготные условия аренды и так далее. Поэтому государственные и муниципальные предприятия должны, на наш взгляд, создаваться только в тех сферах, где конкуренция невозможна или нецелесообразна, и только при получении положительного заключения антимонопольных органов, – подчеркнул Сергей СУМЕНКОВ.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.