Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Егор МАКУШИН:: «Мы считаем, что у нас получится, но доказать это «большим дядям» – проблематично»

11 мая 2016 11:51
0
4253

Победитель конкурса «У.М.Н.И.К.» Егор МАКУШИН представлял на суд жюри не просто идею, а ее частичное воплощение. Сама тема «Разработка системы автоматизации процесса управления горелками, расположенными на котельных большой мощности» предполагает серьезную проработку вопроса и глубокое знание сразу нескольких отраслей науки. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО поинтересовалась у студента 3 курса ОмГУ Егора МАКУШИНА, как продвигается проект после получения гранта.

– Егор, расскажите о проекте, над которым работаете.

– Речь идет об оснащении котельных программно-аппаратным комплексом, который будет контролировать процесс управления горелкой.  Он не решает задачи общекотельной автоматизации, но может быть встроен в уже существующие системы. Сегодня не каждая котельная имеет современное оборудование, способное проверять работу, не говоря уже об оптимизации использования ресурсов, того же топлива. А кое-где система автоматизации вообще отсутствует, а сидит человек, который вручную все регулирует. У нас же в основе – контроллер с определенным программным обеспечением и несколько датчиков, с которых он забирает информацию. С помощью устройства можно подавать различные сигналы на горелку, например, увеличить или уменьшить пламя. Да, подобные разработки в мире есть, но у нас в стране над этой темой стали задумываться только в последний год, и готовые проекты мне пока не известны. Хотя разработки ведутся не только нами.

– В каких котельных могут использоваться ваши контроллеры?

– Практически в любых, работающих на газовом или жидком топливе, мощностью от 0,1 и до 10-12 мегаватт, т.е. в котельных микрорайонов, районов. Мы не берем ТЭЦ, там должно применяться дополнительное оборудование.

– Вы учитесь в Институте математики и информационных технологий ОмГУ. Как получилось, что занялись производственной темой?

– Это идея Павла Викторовича ЗАЖИВИХИНА. Ранее он работал в компании «Промышленная автоматика» и выпускал контроллеры «Барс» для компании «Октан». Он предложил поработать над этой темой, только в более современном варианте, и я и мой друг написали программу для компьютера и контроллера. Сначала вели работу совместно с «Омским заводом инновационных технологий – Наладка», но полтора года назад они отказались продолжать. Компания заинтересована в конечном продукте, однако сопутствующие расходы, которые нужны для реализации, сертификации, на себя брать не хочет. Это определенные риски. Мы считаем, что у нас получится, но доказать это «большим дядям» – проблематично.

За полтора года многое поменялось. Если изначально мы пользовались своими контроллерами, сейчас решили работать со свободно программируемыми, они по техническим характеристикам гораздо выше и позволяют решать больший спектр задач. Но от своих мы не отказываемся, просто нужно время на доведение их до нужного уровня.

– Вы сможете за 400 тысяч гранта сделать пилотный вариант, чтобы предъявить «большим дядям»?

– Естественно. Сейчас собирается шкаф автоматизации, который был заявлен, разрабатывается программное обеспечение. Правда, может не хватить денег на конечную сертификацию. Мы ищем варианты, с кем можно заключить договор на прохождение испытаний в тестовом режиме, чтобы понять, работоспособен ли наш комплекс, или у него есть проблемы. На тестирование под контролем специалиста потребуется буквально 2-3 дня, но пока все на уровне разговоров: многие хотят получить все бесплатно – и тестирование, и оборудование, и установку. Если брать цену опытных образцов, мы при таком раскладе еще и в минус уйдем.

– А какова стоимость опытного образца?

– Контроллер, который мы планируем использовать, стоит 25 тысяч рублей. Плюс датчики, шкаф, монтаж. В целом выйдет от 75 до 150 тысяч рублей. Но это в два раза дешевле, чем зарубежные аналоги. Создание пилотного образца планируем завершить уже к концу этого года. Все опытные испытания пройдут в течение следующего.

– У вас есть ощущение, что не хватает дополнительного образования – по механике?

– В принципе нет, я рассматриваю эту систему с точки зрения программиста: что можно сделать на данном «железе» при имеющихся условиях. Разработкой самого «железа» занимается Павел Викторович. Он инженер, поэтому соберет и определит схему гораздо лучше меня. Каждый отвечает за свою часть – в этом залог успеха.

– На какого потребителя рассчитан ваш продукт?

– Во-первых, это сами котельные, которые работают на подобном оборудовании, во-вторых, производители горелок, заинтересованные в использовании наших контроллеров вместо зарубежных. Конечно, хотелось бы сотрудничать не только с Омским регионом.

– Вы учились в ОмГУ, и в Институте математики, и на факультете компьютерных наук. Как это получилось?

– Я хотел стать программистом, и мне показалось, что в ИМИТ слишком много теории, поэтому решил себя попробовать на более компьютерном факультете. Там своя специфика, я проучился два года, подумал и решил вернуться в ИМИТ.

– Пожалели о переходе или он вам что-то дал?

– Зачем сожалеть, если все уже случилось? Нужно двигаться дальше и не допускать аналогичных ошибок. На факультете компьютерных наук я получил знания, которых, наверное, не получил бы на матфаке.

– Кроме контроллеров для котельных, вы что-то еще программировали?

– В данный момент пишу клиент-серверное приложение для Росгосстраха. В перспективе планирую устроиться к ним в штат программистом. Там серьезные программные комплексы, которые не должны простаивать, в случае проблем с ними кто-то должен разбираться. Я буду работать в основном по поддержке того продукта, который пишу.

– Сложнее работать с медицинскими документами или с производственными заказами?

– И там, и там ответственность. С точки зрения программирования сфера не имеет особого значения. Если ты понимаешь задачу, которую нужно реализовать, видишь, что от тебя хотят, то разницы, что именно создаешь, практически нет. Главное – хорошо разобраться с предметной областью.

– Ваше образование в этом помогает или, как считают некоторые айтишники, оно сегодня отстает от реалий?

– Да, в университетах по программированию дают такие вещи, которые при реальных разработках либо мало используются, либо не используются вообще. Но в вузе получаешь базовые основы, подходы и понимание, как делать. В большинстве своем если это не какие-то технологии, которые ставят с ног на голову все представление о программировании, как в свое время переход на объектно-ориентированное программирование, то университетских знаний должно хватать, чтобы приспособиться к новым технологиям. Программист, на мой взгляд, не обязан знать абсолютно все, а должен уметь найти книги, материалы в Интернете, подобрать семинары по нужной теме. Это логичнее, чем нахвататься всего и сразу.

– Егор, как вы отдыхаете?

– Мне интересна историческая реконструкция – занимаюсь в клубе «Terra Provansal». У нас тематика – Южная Франция, 13-15 век. Для меня это и эмоциональная, и физическая разрядка. У нас проходят и активные тренировки, а в отпуске иногда выезжаем на фестивали, как, например, в прошлом году. Мы участвовали в фестивале реконструкции «Генуэзский шлем», который проходил в Крыму. Жили в шатрово-палаточном лагере на территории Генуэзской крепости. К сожалению, 13 век, с которым мы приехали, был представлен мало, в основном 14-15 век, когда использовались полные латы. С нашими кольчужными доспехами это был бы не равный бой.

– Откуда берете экипировку?

– Когда не можем сделать сами, заказываем. Сегодня почти всю экипировку можно купить. Например, заказывали стальные каленые мечи. Кольчугу я делал сам – из проволоки. Времени на это уходит много – несколько месяцев, ведь даже по самым скромным прикидкам она состоит  более чем из 15 тысяч колец. Правда, капюшон я пока еще не доплел, нечасто есть возможность этим заниматься. Есть и щиты: тренировочные – простые, их не жалко, если разобьются, а те, с которыми мы ездим на фестивали, более дорогостоящие, сделаны по определенным технологиям. В их обшивке используется кожа.

– Из каких регионов были участники?

– Омск был едва ли не самый дальний город. В фестивале участвовали только четверо омичей. В основном же приезжали из европейской части России, а также из Украины.

– Как общались с украинцами?

– Абсолютно нормально. Если сфера интересов общая, все остальное не имеет значения.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.