У строителя спрашивают:
Чего ты больше боишься?
— СРО и темноты.
А темноты почему?
А вдруг там, в темноте – СРО?!
Эта шутка возникла в 2009 году, когда переход от лицензирования к саморегулированию в строительстве только произошел. Строители в то время действительно боялись СРО, этого нового для них контролирующего органа, не зная, насколько серьезно тот может вмешиваться в их бизнес.
Этими страхами тогда воспользовались в своих интересах руководители ряда СРО в стране, главным образом, тех, что были созданы при поддержке областных властей. Зачастую они уверяли, что строители не смогут получать госконтракты на выполнение работ, если не вступят в конкретную СРО. Так, в одном из регионов бывший руководитель лицензионного центра, возглавлявший местную СРО, смог убедить строителей, что они не смогут работать, если не станут членами подконтрольной ему СРО. И вынудил первые 100 компаний, вступивших в его СРО, дополнительно к необходимым по закону платежам заплатить в СРО еще по одному миллиону рублей (и это в кризисный 2009-й год!). На эти деньги он построил «Дворец строителей», который использует в своих целях.
В то время была создана и СРО строителей нефтегазовой отрасли. Те утверждали, что без выданного ими допуска будет невозможно получить заказы от нефтяных компаний. Членские взносы в этой СРО были установлены в процентах от валовой выручки ее членов. Если в Омской области членские взносы в СРО составляли 35 000 рублей в год, а в среднем по стране 60 000 рублей, то члены этой СРО зачатую были обязаны платить 200 000 – 300 000 рублей в год и больше.
К счастью, строители быстро поняли, что не имеет значения, в какой СРО они состоят: свидетельства о допуске к работам всех СРО по закону имели равную силу.
Строители могли выбирать любую из более 300 СРО, существующих в стране. Появились СРО, главным образом в Санкт-Петербурге и Москве, вступить в которые можно было легко, быстро и без особых финансовых затрат.
Казалось, что мечты негосударственных чиновников от региональных СРО о господстве над местными строителями не сбудутся уже никогда.
Однако 4 июля 2016 года вступили в силу изменения в Градостроительном кодексе РФ, коренным образом меняющие сложившуюся в строительной отрасли систему саморегулирования.
Пожалуй, наиболее значимое новшество – запрет строительным компаниям вступать в иногородние СРО и являться их членами. Теперь строители смогут быть членами только тех СРО, которые зарегистрированы в их регионе. Что это будет означать для строителей на практике?
Свидетельства о допуске, выданные саморегулируемыми организациями иногородним компаниям утратят силу с 1 июля 2017 года. Для строительных фирм, зарегистрированных в регионах, где сохранится большое количество СРО (в первую очередь это Москва и Санкт-Петербург), практически ничего не изменится. Для них по-прежнему сохранится свобода выбора СРО, хоть не такая широкая, как раньше. За строителей из этих регионов по-прежнему будут конкурировать между собой саморегулируемые организации, стремясь сделать членство в своих ассоциациях необременительным для строителей.
Примерно то же самое можно сказать и о других регионах, где сохранилось более одной строительной СРО.
А вот строители из тех субъектов Федерации, где останется только одна строительная СРО, окажутся в иной, новой реальности. И довольно мрачной.
Пользуясь своим монопольным положением, такие СРО смогут, например, устанавливать сколько угодно большие членские вступительные взносы – и строителям придется либо платить, либо сворачивать свой бизнес. Речь может идти и о дополнительных поборах со строителей в пользу СРО. Например, о навязывании членам СРО по завышенной цене страховки, повышения квалификации, аттестации. Также можно ожидать сбора денег на празднование Дня строителя, Нового года и т. д., и т.п.
Но это все мелочи. Единственное в регионе СРО становится мощным орудием передела рынка строительных работ.
Она сможет определять, кто и что может строить.
Приближенные к руководству СРО строительные компании смогут с ее помощью легко зажать своих конкурентов.
Инструментом давления могут стать жесткие плановые и внеплановые проверки. А ведь мы знаем, что закон устанавливает излишне жесткие требования к персоналу строительных компаний для получения членства в СРО. Соблюсти их большинству малых и средних строительных фирм нереально. Кроме того, СРО может устанавливать более жесткие требования – закон это позволяет. А потом жестко проверять неугодных и строптивых членов СРО. А пойти строителю будет больше некуда.
Под угрозой полной остановки деятельности компании СРО может вынуждать своих членов отказаться от участия в выгодных тендерах, от работы с определенными заказчиками. Либо навязывать приобретение строительных материалов у определенного поставщика.
Тем более что по новому закону СРО получили право самостоятельно устанавливать любые дополнительные основания при приостановлении права выполнять строительные работы, исключении из членов СРО. И вы не можете просто вступить в другую СРО, если в вашем регионе СРО единственная.
Кроме того, компании, вышедшие или исключенные из СРО, не смогут в течение года вступить в СРО. Так что не поможет даже смена юридического адреса на другой регион.
Пожалуй, самый жесткий вариант поведения СРО-монополиста следующий: оставить в составе СРО только 100 компаний, подконтрольных его руководству. Остальные вынуждены будут работать на субподряде у этих фирм. Руководство же СРО сможет собирать «дань» в виде генподрядного вознаграждения фактически со всего объема строительных работ, выполняемых в регионе (для субподрядчиков по новому закону членство в СРО не является обязательным).
И я изложил еще не все варианты злоупотреблений со стороны СРО – монополиста.
Создать же новую СРО сейчас практически невозможно. Статус СРО присваивает Ростехнадзор. Но чтобы подать туда документы, необходимо получить согласие НОСТРОЙ (национального объединения строителей). А оно может отказать в таком согласии без объяснения причин. И активно пользуется этим правом. Поэтому за последние два года в стране не было создано ни одной новой СРО.
Омским строителям повезло, в нашем регионе имеется 2 строительных СРО: Союз строителей Омской области и Первая гильдия строителей. И в условиях действия новых правил игры все строители, как члены Союза строителей и так и Первой гильдии строителей, а также те омские компании, что пока еще состоят в иногородних СРО, кровно заинтересованы в том, чтобы количество строительных СРО не сократилось до одной.
В то же время преимущества монопольного положения наверняка очевидны руководству обеих СРО. И вполне вероятно, что кто-то из них не удержится от попыток развалить другую СРО. Например, переманив оттуда к себе строительные компании. Кстати, арест гендиректора Первой гильдии строителей совпал по времени с появлением законопроекта, предоставляющего прежде невиданные полномочия СРО, которая является единой в своем регионе. Случайно ли это совпадение? Вряд ли. Скорее всего, борьба за души и кошельки Омских строителей уже началась и МАЦЕЛЕВИЧ стал ее первой жертвой.
В этой ситуации строителя не нужно поддаваться на какие-либо провокации и дружно противостоять попыткам одной из СРО стать монополистом в нашем регионе.