На пресс-конференции, которая состоялась в омской мэрии 27 марта, глава городского департамента транспорта Алексей МАРТЫНЕНКО подвел предварительные итоги начатых преобразований в системе общественного транспорта,
которые должны будут, по его задумке, вывести муниципальные пассажирские автопредприятия из кризиса. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ предлагает вниманию читателей наиболее интересные ответы, прозвучавшие на встрече со СМИ главного омского транспортника.
О запрете «газелей»
В 2016 году 48 коммерческим перевозчикам, у которых 612 автобусов малого класса осуществляют перевозки по 51 маршруту, были направлены уведомления о досрочном расторжении договоров об организации перевозок в связи с неисполнением их условий. С 1 марта 2017 года досрочно расторгнуты договоры на 384 автобуса, у которых менее 15 пассажирских мест. Вместо этих перевозчиков, с которыми договоры расторгнуты, департаментом транспорта заключены временные договоры на срок 180 дней на 11 маршрутов.
Не все перевозчики, с которыми были расторгнуты договоры, ушли с рынка. Могу привести в пример ИП ДРОЗДОВУ. С ней тоже были досрочно расторгнуты договоры на 5 маршрутов в связи с неисполнением взятого на себя обязательства по замене автобусов малого класса на более вместительный транспорт. 2 марта была удовлетворена ее заявка, она получила свидетельство на 180 дней на три маршрута. Она обновила парк своих автобусов, заменила «Газели» на более вместительные транспортные средства, победила на конкурсе и продолжает работать. Другие коммерческие перевозчики выбрали другой путь и обжалуют в суде действия департамента транспорта по расторжению договоров. Департамент в свою очередь предъявляет в суде встречные исковые требования о признании их деятельности по осуществлению перевозок незаконной, а карт маршрутов – недействительными.
Результат запрета эксплуатации маловместительных автобусов – снижение загрузки на городские магистрали. На сколько именно возросла средняя скорость движения – сказать не могу, для этого нужно проводить специальные исследования. У нас нет такой статистики. Но из анализа текущей ситуации видно, что с 1 марта, по данным сервиса Яндекс.Пробки, средняя балльность загрузки дорог в городе Омске снизилась примерно на 1 балл. Но и «газели» еще не все ушли с улиц, мы это прекрасно понимаем. Если на центральных магистралях их почти нет, то на окраинах они присутствуют, и мы должны, конечно же, довести эту работу до логического завершения.
О муниципальных ПАТП
Для сохранения положительных тенденций по увеличению пассажиропотока пассажирские предприятия увеличат количество машино-часов на 6,8%. С учетом уже проведенных мероприятий по оптимизации маршрутной сети ожидается увеличение пассажиров в муниципальном транспорте на 7,9%, что позволит предприятиям получить за год дополнительно 150 млн рублей выручки. Ежемесячно предприятиями и департаментом проводятся совместные балансовые комиссии, и я могу сказать, что на сегодняшний момент ситуация управляема, находится под контролем, а запланированные мероприятия успешно реализуются. Мы участвуем в государственной программе по утилизации транспортных средств, документы на 30 единиц подвижного состава нами уже оформлены, планируем войти и в программу по компенсации лизинговых платежей.
О прокурорском реагировании
В настоящее время прокуратурой оспаривается в Центральном районном суде постановление администрации города Омска. Думаю, что суд примет решение и расставит все точки. На самом деле прокуратура не усмотрела коррупционную составляющую, а высказала мнение, что в документе размыты понятия, и это может способствовать развитию коррупционной составляющей. Если суд установит какие-то нарушения с нашей стороны, мы проведем корректирующие действия и будем работать дальше.
О компании «Питеравто»
Буду честен, в конце прошлого года представители компании «Питеравто» приезжали в наш город, мы проводили с ними совместное совещание, но никакого подтверждения их намерений заходить на омский рынок пассажирских перевозок на сегодняшний день у нас нет. В любом случае никаких преимуществ для компании «Питеравто» не будет. Если она захочет работать в Омске, то должна участвовать в конкурсах на общих основаниях. Я задавал, хотелось бы отметить, вопрос представителям «Питеравто» по поводу себестоимости перевозок, как оказалось, себестоимость перевозок в Санкт-Петербурге у них весьма высокая – более 35 рублей на одного пассажира. И это при работе транспортными средствами марки ПАЗ. У нас автобусы большой вместимости имеют себестоимость ниже, так что они нам, я думаю, не конкуренты.
О пьяных водителях маршруток
В муниципальных предприятиях не было ни одного факта за последние годы, когда водитель вышел на линию, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При выпуске на линию и по возвращении – жесткий врачебный контроль и водителей, и кондукторов. Плюс предусмотрены ежегодные профосмотры. У частных перевозчиков ситуация несколько сложнее выглядит. Только в 2017 году сотрудниками ГИБДД составлено 176 протоколов об административных правонарушениях, УГАДН составило 123 протокола, в том числе 96 по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 11.33 КоАП РФ, где штраф – до 300 тысяч рублей.
Практически ежедневно выявляется достаточно большое количество правонарушений со стороны частных перевозчиков и их водителей. Перевозчики хранят машины на улице, во дворах, водители выезжают на линию, не проходя профосмотр, подвижной состав не подвергается ежедневному техническому освидетельствованию, что создает опасность для пассажиров. Впрочем положительная динамика все же присутствует. Главное, эту ситуацию держать на постоянном контроле и направлять деятельность всех перевозчиков вне зависимости от их формы собственности, в рамки законодательства. Если частные перевозчики будут хотя бы выполнять те же требования, которые предъявляются к муниципальным предприятиям, у нас не будет вопиющих случаев, когда сотрудниками ГИБДД останавливается водитель в состоянии опьянения.
Я уже много раз повторял и скажу опять: никто не сможет гарантировать пассажирам безопасность перевозок, если они сами пользуются нелегальными транспортными средствами. С 1 марта 2017 года «газели», как уже известно всем, не должны осуществлять регулярные перевозки. А жители зачастую, извините за прямоту, вступают фактически в сговор с частными перевозчиками, нарушающими законодательство. Мы останавливаем автобус «газель» в рамках проверочных мероприятий, водитель уверяет, что он не осуществляет регулярные перевозки, а выполняет заказ, и пассажиры пытаются его даже выгораживать. На мой взгляд, это неправильно. Уважаемые омичи, давайте мы вместе будем заботиться о своих и чужих жизнях.
Об экологических требованиях к автобусам
Социальные автотранспортные стандарты, которые утверждены распоряжением Минтранса, в их основе лежит пункт 63 плана мероприятия по реализации Транспортной стратегии РФ. В этом распоряжении прямо написано: рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции предусматривать меры по реализации этих мероприятий. То есть это стандарты, которые предусматривают развитие транспортной отрасли в стране на период до 2030 года. На сегодняшний момент автобусы, которые эксплуатируются муниципальными предприятиями, относятся, максимум, к третьему экологическому классу.
Транспортные средства, которые эксплуатируются частными перевозчиками – это третий и четвертый экологический классы. Перед нами ставится задача перейти на транспорт четвертого и пятого классов, и мы это понимаем, требования к стандартам транспортного обслуживания растут с каждым днем, и мы планируем, естественно, приобретать новый подвижной состав. Но, повторюсь, эти требования не догма. На сегодняшний момент этим требованиям – я имею в виду муниципальный транспорт – смогут отвечать в лучшем случае три региона – Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.
О продаже имущества пассажирских предприятий
Депутаты горсовета приняли к рассмотрению вопрос о включении в план приватизации на 2017 год имущественного комплекса бывшего ПАТП-1 на улице 10 лет Октября и территории троллейбусного парка на улице Ватутина. На сегодняшний день в муниципальных предприятиях задействованы производственные площади на 45-65%. Потенциал у нас достаточный. Если мы завтра будем увеличивать количеств транспортных средств, нам производственных площадей хватит, чтобы их все разместить.
Территория на улице Ватутина не задействована уже практически четыре года. Там в ночное время стоят порядка 40 троллейбусов, а производственные и административные здания практически не эксплуатируются. Там расположены касса и диспетчерский пункт. Затраты на содержание территории весьма значительные, предприятие «Электрический транспорт» ежегодно получает из-за этого убыток порядка 5 млн рублей, а для приведения имущества в нормативное состояние требуется как минимум 23 млн рублей. И мы пришли к выводу, что ночную стоянку троллейбусов можно обустроить на разворотной площадке в поселке Солнечном. Аналогичная ситуация с производственной площадкой на улице 10 лет Октября, которая находится на балансе пассажирского предприятия № 4. Если это предприятие использует свой потенциал всего на 50%, зачем нам содержать территорию, которая сегодня тянет нас вниз?
О новом мэре
Независимо от того, кто будет мэром города Омска, транспортное обслуживание должно соответствовать определенным требованиям. Задача департамента транспорта – не следить за политическими тенденциями, а выполнять свою работу, улучшая доступность и безопасность перевозок муниципальным транспортом. Что касается меня лично, то решение будет принимать новый руководитель администрации.