ФАС намерена инициировать дополнительные ограничения для участников рынка
Заместитель руководителя ФАС России Андрей КАШЕВАРОВ на первом медиафоруме АКОРТ 31 марта рассказал о результатах первых проверок организаций сетевой торговли с точки зрения исполнения требований новой редакции федерального закона о торговле.
Согласно новым правилам, поставщик за продвижение товара, логистику и прочие расходы продавца может отдавать не 10%, а только 5%. «11266 договоров проверили, 1261 нарушение выявлено. Уже никто не встречает 10% бонусов, которые были раньше, даже невзирая на то, что мы выявили в 282 случаях превышение вот этих 5% бонусов», – сообщил КАШЕВАРОВ. По его словам, модификации нарушений встречаются разные: не только прямое нарушение в виде превышения в перечислении 5%, но и, например, включение в договор пункта об оказании маркетинговых услуг, Причем большинство нарушений допустили именно региональные сети, на долю федеральных сетей пришлось только 20% нарушений. «Федеральные сети в целом закон выполняют, но при этом стремятся к тому, чтобы сохранить свою прежнюю доходность независимо от того, что в итоге случилось в законодательстве. И мы сталкиваемся с рядом новых практик, среди которых самое распространенное – изменение штрафных санкций, которые выставляют торговые сети поставщикам, идет расширение перечня штрафных санкций, увеличение размеров выплат», – продолжает КАШЕВАРОВ. В итоге эти штрафные санкции, по его словам, несоразмерны ущербу, и у регулятора не остается иного выхода, кроме как инициировать дополнительные поправки в закон о торговле с целью ограничить размер штрафов.
Еще один момент, который увидели антимонопольщики, – рост требований о предоставлении скидок.«Если эти скидки сравнивать с теми ретробонусами, которые взимались от тех цен в договорах до их изменения, то сейчас требования по скидкам превышают размеры тех ретробонусов. Скажем, если один поставщик суммарно выплачивал 17% ретробонусов, сейчас по скидкам он должен предоставить порядка 19%», – пояснил КАШЕВАРОВ. По его словам, есть предложения такие действия сетей, как высокие штрафы или требования по скидкам, квалифицировать как картельное соглашение, но ФАС сомневается, что речь здесь можно вести о сговоре, и уже в апреле планирует озвучить иной подход. Антимонопольное ведомство предполагает разъяснить участникам рынка соответствующие положения закона следующим образом: в случае, если вытребованная скидка не будет ретранслирована на полку, то стороны договора должны ее учитывать в пятипроцентном бонусе. В таком случае либо произойдет перераспределение маржи в пользу поставщика, либо выиграет потребитель. Но и здесь сети, как считает КАШЕВАРОВ, не остановятся и будут требовать от поставщиков «честную цену», без всяких скидок.«Здесь, наверное, надо будет обращаться к опыту ряда стран, где существует запрет на продажу товаров ниже себестоимости. Высказываются мысли, что для сохранения доходности у сетей останется только одно средство – увеличение размеров торговых надбавок, и, соответственно, когда вот эти пределы будут зашкаливать в стратосферу и уходить в космос, тогда мы введем ограничения по торговым надбавкам», – предупредил КАШЕВАРОВ. Видит регулятор, по его словам, и продолжение процесса монополизации, когда уходят в прошлое магазины у дома, взамен них встают сетевые форматы. «Останавливать этот процесс нужно, стимулируя конкуренцию, и в последнюю очередь вводя какие-то дополнительные административные барьеры. Не получится, значит, тогда последний эффект – административный барьер», – заключил КАШЕВАРОВ.
Между тем, по мнению антимонопольного экономиста, члена Экспертного совета при Правительстве РФ Вадима НОВИКОВА, закон о торговле пока не оправдывает возложенных на него надежд:«Если бы закон был таблеткой, то мы могли бы сказать, что таблетка не прошла клинических испытаний. Было обещание, что производителям станет лучше, а цены для потребителей понизятся на 40%. Этого не произошло». Впрочем, у председателя президиума АКОРТ Ильи ЛОМАКИНА-РУМЯНЦЕВА иное мнение: «Цены пошли вниз, это правда, Росстат говорит об этом. Кроме того, в крупных сетях цены на 10 – 15% ниже, чем в других магазинах в том же регионе, и это тоже правда».
– Ожидаемого перераспределения между сетями и поставщиками еще не произошло. Но прошло всего лишь 3 месяца. Говорить о каких-то кардинальных изменениях за этот короткий период пока еще преждевременно. Только прошла фаза перезаключения договоров и началась работа по изменившимся договорам, – подвел итог обсуждению КАШЕВАРОВ.
Сергей КУЗНЕЦОВ,
директор Союза независимых сетей России:
«Региональные сети должны делать ставку на СТМ»
– Что же делать, когда на уровень региона приходят федеральные сети? Сейчас от бонусов стараются все отказаться, и явной стала огромная разница между ценами закупок от крупнейших поставщиков у региональных и федеральных сетей, она доходит до 40%. Если вам предложили товар на 40% дороже, чем вашим конкурентам, вы будете его покупать? Я бы не стал, а начал бы искать замену. Федеральные сети, пытаясь конкурировать между собой, стараются сформировать уникальный ассортимент по мере возможности. У регионалов также появляются сейчас попытки создания СТМ (собственных торговых марок. – Прим. «КВ»). Для региональных розничных сетей это способ сохранить свои конкурентные преимущества. Тем более в условиях, когда доходность региональных сетей находится под ударом, когда есть определенная нехватка местных производителей, поэтому сложно отличаться от федералов по ассортименту.
Фото Владимира ЯШИНА, НТА-Приволжье