На I медиафоруме по ритейлу рассказали, что происходит с сетевой торговлей и куда движется рынок
31 марта – 1 апреля в Москве состоялся I медиафорум по ритейлу, организованный Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) с помощью генерального партнера – X5 Retail Group. В числе участников форума – журналистов трех десятков деловых и общественно-политических СМИ из разных регионов России – была и обозреватель «КВ» Ольга УМОВА. Аналитики, чиновники, экономисты, эксперты рынка, представители предпринимательских объединений на протяжении двух дней рассказывали прессе о том, какова ситуация в современном ритейле, как на отрасли сказался кризис и что будет с потребителями в ближайшее время.
За 2016 год оборот розничной торговли в России составил 28,1 трлн рублей и в товарной массе снизился на 5,2% к 2015 году (в 2015 году снижение составило 10%). Из этой суммы 13,7 трлн рублей – оборот розничной торговли продовольственными товарами, который, по прозвучавшей на форуме статистике, демонстрирует сокращение уже 32 месяца подряд (без учета инфляции).
– Восстановление экономики в России начнется не ранее 2018 года, – об этом на форуме заявила директор по работе с ключевыми клиентами исследовательского холдинга «Ромир» Екатерина ЯКУНЬКИНА. Тренды, по ее словам, пока также не самые оптимистичные: сокращение среднего класса, старение населения, ограниченный рост кошелька и колоссальный разрыв в доходах между Москвой и регионами. Потребители при этом пытаются применять различные стратегии адаптации: оптимизируют расходы (отказываются от брендов, переходят на СТМ – собственные торговые марки, предлагаемые ритейлерами), рационализируют траты (покупают строго по списку, например), охотятся за промоакциями и распродажами, либо запасаются впрок. Ее наблюдения поддержал аналитик Сбербанк CIB Михаил КРАСНОПЕРОВ, по словам которого население было вынуждено в последние годы существенно скорректировать свою продуктовую корзину – более 70% перешло на более дешевые товары. Об этом говорят показатели индекса Иванова – аналога потребительского индекса Госкомстата, который Сбербанк CIB рассчитывает уже несколько лет, опрашивая 2500 домохозяйств по всей территории России. Поведение покупателя, по мнению КРАСНОПЕРОВА, может оказывать влияние на цены, предлагаемые ритейлером, ведь покупатель «голосует ногами». Так, если в прежней модели усредненный покупатель посещал чуть более двух розничных сетей, то теперь стал посещать три розничные сети в поисках наиболее выгодных предложений. «В наших исследованиях мы увидели людей, которые одновременно шопятся в «Ашане», в «Карусели», в «Ленте», то есть в трех гипермаркетах, делают колоссальную инвестицию времени, чтобы получить товар по самой низкой цене. И это стало еще одним дополнительным ударом по ритейлерам, который заставил пересмотреть их свою ценовую модель», – рассказал КРАСНОПЕРОВ.
По его словам, стабилизации ситуации, которой все ждали, пока не произошло:
– Шок у потребителя уже прошел, но возврата к нормальному состоянию еще не случилось. Потребитель в депрессивном состоянии, это сказывается на ритейлерах, потому что они являются буфером между производителем, который повышает цены, и потребителем, который не может принять повышения цены. И вот этот кризис – это кризис именно потребителя, в отличие от кризиса 2009 года, который был промышленным кризисом, когда индустриальное производство в России упало на 10%, а реальное потребление продуктов питания всего лишь на 2%. Сейчас все наоборот, реальные доходы упали на 10%, а промышленное производство, особенно в экспортно ориентированных отраслях, переживает бум.
По мнению экономиста, профессора Финансового университета при Правительстве РФ Андрея БЛОХИНА, крупные сетевые компании эту ситуацию выдерживают за счет большого запаса прочности:«Сетевой ритейл может уменьшать свою прибыль, потому что он больше заботится не о норме прибыли, а о массе прибыли. Пока у него обороты, он в плюсе». Как уверяет БЛОХИН, рентабельность ритейла ниже, чем рентабельность производителей практически по всем группам товаров, кроме некоторых исключений, например, одежды и текстиля.
– Благодаря своим показателям рентабельности, тем ценам и инвестициям, которые сетевая торговля делает, она становится очень важным драйвером российской экономики. Более 300 млрд рублей в год – это инвестиции сетей. 25% ВВП создает торговля, 5% всей занятости тоже дает торговля. Но при этом торговлю постоянно ругают, о ней забывают. Я с любопытством разглядывал недавно знаменитый документ такой – Стратегия 2020. Сотни экспертов над ним работали, а слово «торговля» упоминается там лишь один раз. Надеюсь, со временем как-то отношение к торговле изменится, – прокомментировал БЛОХИН.
По мнению экспертов АКОРТ, в крупном сетевом ритейле, как и в других отраслях, важно развивать саморегулирование: профессиональные ассоциации участников торговли с узкой специализацией лучше проконтролируют качество предоставляемых услуг, нежели контрольно-надзорные органы. Между розничными сетями и поставщиками может быть заключен некий кодекс, который будет регулировать взаимоотношения, а контролировать соблюдение кодекса могут региональные отделения предпринимательских объединений, например, торгово-промышленной палаты.
Еще один вывод, сделанный по итогам форума участниками, – необходимость «выбить» из системы оптовое звено. Сделать это возможно за счет развития транспортно-логистической инфраструктуры, которая позволит производителям напрямую передавать товар торговым сетям. Также централизация поставок позволит повысить безопасность и защиту от контрафакта. Добавим, что 600 крупнейших распределительных центров в России совокупной площадью 5,7 млн кв. м находятся под управлением 190 крупнейших продовольственных торговых сетей. 20% распределительных центров находятся под управлением ТОП-7 торговых сетей (Х5, «Магнит», «Лента», «Ашан», «Дикси», «Метро», «О,кей»). Предполагается, что за 2017 – 2020 годы «семерка топов», расширяя свое присутствие в регионах, введет не менее 1 млн кв. м дополнительных складских площадей.
Фото Владимир ЯШИН, НТА-Приволжье