Сложную ситуацию на рынке омских пассажирских перевозок за круглым столом в «КВ» обсудили члены некоммерческого партнерства СРО «Омские перевозчики» – директор НП «Безопасный город» Иван МЕНЯЙЛОВ, предприниматель Сергей ПЯТАК, а также председатель Ассоциации перевозчиков Западной Сибири Николай АРТЕМЬЕВ. Начался разговор с самого актуального – новой транспортной сети перевозок.
Марат ИСАНГАЗИН, редактор «КВ». Сегодня много говорят о том, что департамент транспорта предпринимает активные действия по изменению транспортной сети, но оценивают их все неоднозначно. Какова позиция перевозчиков?
Сергей ПЯТАК, предприниматель. Самые глобальные изменения в маршрутной сети произошли в плане существенного сокращения пассажирского транспорта. Исключительно частного. Кроме того, транспорт должен ездить в абсолютно любой участок города. Так у нас на маршрутах появились улицы Жукова, Панфилова, Иртышская набережная. Хорошая это транспортная сеть или плохая, покажет время. Сначала ее нужно поэксплуатировать, понять, какой пассажиропоток ожидается. Но уже понятно, что самые «сладкие» улицы, где действительно есть пассажиры, отданы муниципальным предприятиям.
Марат ИСАНГАЗИН. Появление частного транспорта, как считают в департаменте транспорта, отняло пассажиров у муниципального. Именно поэтому последний убыточен. Там уверены, что база должна быть у муниципалов, а частники могут только что-то добавлять к ней. Вы с этим согласны?
Иван МЕНЯЙЛОВ, директор НП «Безопасный город». Почему они считают, что отняло? Частные перевозки в свое время спасли город от транспортного коллапса и заняли свою нишу в тот момент, когда люди нуждались в них.
Сергей ПЯТАК. Маршрутная сеть сложилась благодаря рыночным отношениям. Так уж заведено: частник ездит там, где есть деньги. Доля рентабельности – это уже другой вопрос. В октябре – ноябре 2015 года, когда у муниципальных предприятий возникли проблемы с заправкой со стороны топливной компании (им заблокировали карточки) и на маршруты вышли единицы подвижного состава, никто из горожан особых проблем с передвижением не испытал благодаря частникам.
Николай АРТЕМЬЕВ, руководитель Ассоциации перевозчиков Западной Сибири. Предприниматели, которые купили много лет назад по одной-две машины, это и есть инвесторы, о которых говорит губернатор. Они вложили средства, приобрели автомобили на муниципальные маршруты. Задача организаторов транспортной сети была – правильно встроить их в городскую инфраструктуру. Кто говорит, что мы не выполняем социальной функции? Обороты транзакций по перевозкам льготных категорий граждан у частных перевозчиков огромные.
И при этом частные компании не прикасаются к бюджету, закупают современный новый транспорт, который отвечает требованиям безопасности, в отличие от старого, вышедшего из времен Советского Союза и до сих пор находящегося на муниципальных маршрутах. У нас есть веселая фотография, где залатанный ЛиАЗ выходит на дорогу. Да, у микроавтобусов FORD и MERCEDES по 18 мест, но они полностью отвечают требованиям федерального законодательства. Сегодня 20 – 30 процентов пассажиров перевозят муниципальные предприятия, а 70 – 80 – частные компании и индивидуальные предприниматели. Это в разы больше, и надо заботиться именно об этой части перевозчиков.
Марат ИСАНГАЗИН. Когда начнет работу новая сеть?
Иван МЕНЯЙЛОВ. Сначала ее должны подписать, потом, чтобы она внедрилась, за полгода расторгнуть со всеми перевозчиками договоры и провести новый конкурс. А если исходить из закона, то расторгнуть с нами договор они не могут.
Сергей ПЯТАК. На сегодняшний день мы не понимаем, по какому пути пойдет департамент транспорта. Опасения есть, но, может быть, готовится какой-то лояльный вариант. Новая маршрутная сеть, наверное, неплоха, но включает в себя массу изменений. Например, нужны разворотные площадки: «Ам...
Полную версию материала можно прочитать здесь.