Все рубрики
В Омске вторник, 12 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,9550    € 104,8522

Сергей МОЗГОВОЙ: «Мы надеемся не только сертифицировать наш продукт, но и включить его в универсальный стандарт исследования биопсийного материала»

2 сентября 2021 12:04
0
4005

В мае подвели итоги конкурса программы «СТАРТ».

Одним из победителей по направлению «Медицина и технологии здоровьесбережения» стала аспирант кафедры патологической анатомии Омского государственного медицинского университета Мария ПАРЫГИНА. Ее научный руководитель доктор медицинских наук, профессор ОмГМУ Сергей МОЗГОВОЙ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО о практическом значении создаваемого в вузе набора для ориентировки биопсийного материала для ранней диагностики злокачественных новообразований.

– Сергей Игоревич, как возникла идея данного проекта?

– Идеи не возникают на пустом месте, они всегда формируются в некой, в нашем случае научной, среде. Я представляю кафедру патологической анатомии. У нас такая среда есть благодаря руководителю кафедры, нашему учителю – заслуженному деятелю науки РФ Алексею Владимировичу КОНОНОВУ. Мне всегда представляется интересным реализовывать прикладные подходы. Но из медицинской среды довольно сложно встроиться в сферу инноваций, ассоциированную с предпринимательством. У нас разные цели. Когда мы пытаемся достучаться до экспертов и рассказать, что хотим улучшить диагностику, лечение, нас сразу спрашивают: а деньги где? Поэтому в правильной подготовке проектов в вузе нам помогает наш отдел инновационного развития и сопровождения НИОКР.

Еще одна сложность в том, что наша медицинская  специальность – патологическая анатомия – почти у всех ассоциируется с аутопсийной работой врача, хотя мы работаем над проектами, связанными с биопсийной, прижизненной диагностикой и разработкой прикладных решений. Проект, который прошел отбор на конкурсе «СТАРТ», как раз посвящен такому интегральному решению – разработке вспомогательного медицинского изделия, а именно адгезивной подложки. Она поможет правильно расположить биопсийный материал – кусочки ткани, чтобы все последующие этапы обработки прошли хорошо, т. е. материал был бы не фрагментирован, срез бы проходил правильно, как нужно врачу.

Сложность внедрения состоит в том, как эту подложку сделать доступной для использования. Должен ли ученый, исследователь быть предпринимателем? Конечно нет! Каждый должен заниматься своей работой. Я рассказываю о проекте как научный консультант. Но мы для  его реализации в рамках подготовки к программе «СТАРТ» создали ООО «Биофикс», в штате которого есть сотрудники, знающие, как выводить продукт на рынок. «Биофикс» – это еще и коммерческое название подложки.

– Вы планируете запатентовать идею?

– У нас уже есть один патент и еще несколько готовятся. Также мы надеемся включить наш Биофикс в универсальный стандарт исследования биопсийного материала. После получения разрешения от Минздрава РФ мы сможем рассмотреть выход на потребителя. А пока мы занимаемся проверкой эффективности, осуществляем пилотные исследования в рамках клиник, где работаем. Хотим продемонстрировать наглядно, насколько впечатляющие результаты дает подложка при использовании.

– Получается, набор состоит в том числе из подложки?

– Конечно. Формулируя название, мы всегда находимся под воздействием идеи коммерциализации. Выводить на рынок продукт под названием «подложка» было бы странно, мы же не можем продавать отдельно один листочек, он обязательно будет упакован в конвертик, дополнен  инструкцией, будет содержать дополнительные элементы. Уже получается набор, а это слово для потребителя звучит привычно. В основе набора будет подложка в виде различных модификаций разных размеров в зависимости от того, какой предполагается биопсийно-операционный материал.

Понимаете, наша задача не просто зарегистрировать, прийти и сказать: «Работайте!», а убедить коллег – врачей-хирургов, персонал эндоскопических кабинетов, гинекологов – проводить первичные манипуляции с этой подложкой. Представляете, что такое убедить человека делать работу, которую он не совершал ранее?! Он на нее будет тратить несколько секунд, но это смена шаблона, поэтому мы изначально ставили условие, что применение нашего изделия не должно задерживать процедуру. Подложка должна применяться естественно, быстро и не вызвать раздражение у персонала.

– Сергей Игоревич, а после подложки биопсийный материал будет перекладываться?

– В этом-то основная изюминка. При обычной обработке материал мы постоянно пинцетом перекладываем – из одной среды в другую. И каждый раз, когда мы к нему прикасаемся, особенно к такому хрупкому, как ткань эндометрия, деформируем его. Одно из достоинств подложки в том, что после извлечения материала из тела человека он сразу укладывается на подложку, и в дальнейшем все манипуляции – обезвоживание, промывка, фиксация в формалине – осуществляются при помощи переноса подложки. То есть мы не трогаем биопсийный материал вообще!

– А если требуется транспортировка?

– Все будет происходить, как и прежде. Только если раньше мы биопсийный материал помещали во флакон с формалином, то теперь он будет сначала располагаться на подложке и через короткое время помещен в такой же флакон. Для мелких фрагментов слизистых оболочек пищеварительного тракта важно положить кусочек правильно, чтобы срез прошел через все слои. А для материала ткани эндометрия самое важное – предотвратить вторичную деформацию и фрагментацию материала в процессе его гистологической проводки. Дальше вполне приемлема аналогия с пазлом. Опытный врач, когда видит в микроскопе фрагменты ткани, как перемешанный пазл, составляет его части у себя в голове и ставит правильный диагноз. Когда опыта и знаний меньше, ниже и вероятность правильного диагноза. Задача подложки, чтобы картинка если и разбивалась на пазлы, то не на 20 частей, а хотя бы на пять.

– Исследования,которые бы показали, насколько подложка уточняет диагнозы, проводились?

– Все не так просто, для этого нужно иметь не менее трех-четырех сотен исследованных объектов. Когда получим разрешение на регистрацию данного изделия, планируем провести их и оценить эффективность. Но если говорить честно, важно понять, что считать правильным диагнозом. Ведь скептик скажет: мы и без подложки все диагностировали. А никто и не спорит! Вопрос в том, станете ли вы диагностировать точнее после подложки, возможно, это будет занимать у вас меньше времени, возможно, ваши диагнозы станут более определенными, лишатся таких характеристик, как «подозрение», а будут просто содержать наименование нозологической формы.

– Просчитывалась ли себестоимость набора?

– Сам по себе материал недорогой, но обработка, стерилизация, упаковка увеличивают  стоимость. Мы считаем, что каждая биопсия должна быть сопровождена подложкой, которая повысит качество биопсийного исследования. Мы не планируем продавать подложки в аптечной сети, мне кажется это неправильным.

– ООО «Биофикс» какую роль играет в реализации проекта?

– Все расходы на исследования проходят через данную организацию. Для меня, как для научного руководителя проекта, данная организация выполняет роль буфера. Я говорю, что мне нужно для дальнейших испытаний, а они уже решают, где это купить и за какие деньги. Я не занимаюсь решением этих вопросов. Сейчас мы все делаем самостоятельно, руками, но мои коллеги из «Биофикс» уже нашли производственную площадку, будем создавать на ней пробную партию.

– О какой сумме гранта идет речь?

– Она стандартная. Выдают 2 млн. рублей в два этапа.

– Сергей Игоревич, расскажите о проектах, которыми вы занимаетесь вместе с аспирантами, студентами, очертите круг ваших интересов.

– Это прикладные решения, повышающие качество выполнения медицинских диагностических услуг. У нас есть несколько замечательных проектов, которые предшествовали данной разработке, в частности, ранее выигранный Марией ПАРЫГИНОЙ «УМНИК» на адгезивные полоски для биопсийного материала слизистой оболочки желудка. В настоящий момент мы фактически реализуем расширение данного проекта. Параллельно у нас есть проект по совершенствованию цитологического скрининга рака шейки матки – аналога жидкостной цитологии, не нуждающегося в дорогостоящем оборудовании. И даже есть интересный проект, нацеленный на диагностику когнитивного утомления.

– Сергей Игоревич, спасибо за интересную беседу!

– Пожалуйста, было интересно обсудить.

 

Биография

Сергей Игоревич МОЗГОВОЙ,

Профессор, доктор медицинских наук, доцент ОмГМУ

Сергей Игоревич родился в городе Омске 29 июня 1978 года. В 2001 году окончил Омскую государственную медицинскую академию по специальности «Лечебное дело». Преподавателем в ОмГМУ работает с 2020 года, в 2003 году защитил кандидатскую, в 2011 году докторскую диссертацию. Является обладателем грантов Президента РФ для молодых ученых-докторов наук (2014-2015 гг. и 2017-2018 гг.).

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.