Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

К юбилею Достоевского Омск уже, надо честно сказать, ничего не успел (подробности)

22 февраля 2021 18:56
0
3683

«Чтобы наши современники не страдали от переизбытка чувств по отношению к шару на площади Бухгольца, этому историческому недоразумению, а понимали реальную историю. Бухгольц не основывал Омск». 

4 февраля в «Точке кипения» на ул. Жукова, 21 в Омске прошел круглый стол, организованный региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК). Активисты организации высказали предложения о музеификации ряда исторических объектов в рамках подготовки города к 200-летию Ф. М. Достоевского.

Здание Шпрингера

Консолидированную позицию членов ВООПИиК высказал председатель омского отделения общества Никита ШАЛМИН. Он же обозначил две основные темы мероприятия – исторические строения, связанные с именем писателя, и система проектирования общественно значимых пространств в Омске:

– Данные темы очень взаимосвязаны. Вся эта история началась года три тому назад, когда обсуждали тему расширения музея им. Достоевского к 200-летнему юбилею. Тогда в качестве пожарного варианта было предложено использовать павильоны. Они в плачевном состоянии, нужно проводить реконструктивные работы, увеличивать их объем и высоту, иначе музей там не разместится. Когда мы между собой в ВООПИиК обсуждали эту тему, Игорь Леонидович КОНОВАЛОВ предложил прекрасную идею: есть здание генерал-инженера Шпрингера на ул. Победы, 5. Второй этаж у него сгорел, а первый сохранился. Часть здания В. М. КОКОРИН уже выполнил в кирпиче, но другая часть только обложена кирпичом – там родной сруб. Мы обратили внимание именно на это здание, потому что в нем, по свидетельствам современников, первые месяцы каторги негласно работал Достоевский.

По словам спикера, идея воссоздания объекта с последующим размещением там музея им. Ф. М. Достоевского уже обсуждалась с Валерием КОКОРИНЫМ, и тот воспринял ее благосклонно. Помимо музея предложено также сделать в здании экспозицию современных авторов и организовать литературное кафе, например, в подвале – с тем чтобы в городе появился «и жизнеспособный, и исторический объект».

– Мы подготовили обращения к губернатору и к мэру. По поручению губернатора было две встречи с министром культуры. Идея понравилась. Но проблема заключается в том, что сегодня в здании находится прогимназия, т. е. старшие группы детского сада и группа продленного дня. Всего примерно 150 ребятишек в течение дня. Там у них нет ни питания, ни сна, ни игровых. Естественно, мы предлагали куда-то их перенести, возможно, в другие объекты крепости. Область по принадлежности комплекса передала эту проблему городу. В городе мы тоже нашли отклик, встречались с заммэра Анастасией ТЕРПУГОВОЙ. Тоже идея понравилась. Более того, было поручение создать рабочую группу, но она так и не сформировалась. Уже больше года ситуация в подвисшем состоянии. А вот по павильонам работа осуществляется. Есть уже какие-то проектные предложения. С точки зрения ВООПИиК, это не очень хорошо. Кроме того, в каком виде на сегодняшний день делаются эти павильоны, как они прорабатываются – на обсуждение общественности не выносится. Мы хотим обратиться к городу, а также к области с просьбой сформировать все-таки рабочую группу, давайте все это обсуждать, – призвал архитектор.

Он уверен, что вариант с павильонами на территории Омской крепости подходит только в качестве временного, но «нежелательно устанавливать здесь чужеродные объекты» и тем более «превращать их в капитальные». Тем более, что «есть более сильная идея».

Фундаменты острога

Второй объект, о котором речь пошла далее, располагается за омским драмтеатром. Это фундаменты объектов острога, среди которых кухня-столовая, которые обнаружила группа активистов ВООПИиК во главе с Игорем КОНОВАЛОВЫМ. Об этом также рассказал Никита ШАЛМИН.

– Сейчас благодаря этим фундаментам мы можем с высокой точностью обозначить все объекты, т. е. найти их конфигурацию, показать их на этой территории, в том числе острожную стену. То, что в этих объектах бывал Достоевский, – это факт, здесь в целом очень маленькое пространство. Столовую уж точно посещали все.

Идея же участников общества охраны памятников заключается в том, чтобы на этом месте «воссоздать некую цитату» в виде макетов фрагментов того времени в натуральную величину.

– Мы считаем эту идею очень эффектной и эффективной для Омска. Здесь можно воссоздать здания, которые были в крепости, но так как улицы их разрезают, они тоже будут в разрезе и закрыты витринным стеклом, а внутри можно будет наблюдать экспозиции. Наш омский художник КИЧИГИН делал эскизы к спектаклю «Мертвый дом». Мы обсудили с ним возможность сделать фигуры по этим эскизам, например, из оргстекла, на который будет наклеен увеличенный принт. Он замысел поддержал. Плюс к тому же эти здания (в виде деревянных срубов.– Прим. автора) позволяют делать и другие экспозиции, проводить уроки и другие занятия. Это будет экскурсия в игровой форме.

Озвучил омский зодчий и причины, по которым перспективы воплощения в жизнь идеи на сегодня туманны:

– Проектировщики исторических улиц – архитектурная мастерская «Рим» – попросили у нас эти материалы, и мы их предоставили. Но в итоге на месте фундаментов ребята предлагают сделать каркас под стеклом – такое теплично-парниковое хозяйство. Надо ли говорить, что для фундаментов это губительно? Здесь температурный режим, влажность, лучевая энергия – чтобы прокачать весь объем воздуха, нужно будет делать сумасшедшую вентиляцию. И потом, о какой игровой или информативной составляющей здесь можно говорить? Где драматургия этого объекта? Как можно будет здесь проводить уроки и делать экспозиции? В нашем варианте все это возможно, но тут я себе этого не представляю.И самое интересное, что объяснения, почему выбран именно этот вариант, а не наш, мы не получили.

Отдельный акцент спикер сделал на стоимости объектов. По его словам, вариант с павильонами предполагает использование каленого витринного стекла, т. к. обычное стекло здесь не пойдет. А для варианта ВООПИиК можно использовать дерево с разбора, почистив и ошкурив его. С учетом необходимости устройства вентиляции павильоны могут оказаться значительно дороже сруба.

Летние арестантские казармы

Третий объект, который презентовал Никита ШАЛМИН, – амуничник, или летние арестантские казармы, расположенные на территории военного госпиталя на ул. Гусарова.

– Пребывание Достоевского в остроге в общем понимании – это каторга. Но именно здесь, в Омске, из бывшего петрашевца родился великий писатель. Здесь, и в том числе в здании летних арестантских казарм он вел «Сибирскую тетрадь», в которой были первые его исследования души в русской культуре, совести и правды в человеке – эта философия начиналась здесь. Это деревянное здание в стиле классицизма.

Как уточнил зампред омского отделения ВООПИиК Игорь КОНОВАЛОВ, часть корпуса зимних арестантских палат сохранилась с начала 19 века и их поставили на охрану, но те «архитектурно и композиционно не настолько интересны, как летние палаты»:

– Летние палаты – это самое уникальное строение, которому не только в Омске, но и в русской архитектуре в целом очень мало аналогов. Оно построено в 1823 году – ему уже 198 лет. Здесь есть что исследовать. Да, оно видоизменялось, но есть достаточно источников, чтобы привести его в исторический вид. Мы не претендуем на его полную реставрацию. Надо законсервировать его в нынешнем виде, чтобы исключить дальнейшее разрушение.

Портрет объекта дополнила архитектор Жанна ХАХАЕВА:

– Коридор в летних палатах был сквозной, не изолированный – это анфилада. Под летние палаты изначально был отведен маленький клинышек земли. Потому что к этому месту вплотную подходила граница старого русско-немецкого кладбища – между его границей и оградой объекта почти не оставалось места. Поэтому палаты получились очень длинными и узкими.

Но по принадлежности амуничник – объект Министерства обороны РФ. ВООПИиК от лица московского правления направлял письмо министру обороны Сергею ШОЙГУ. Ответ получили такой: «…указанные в обращении объекты содержатся в рамках общезатратной эксплуатации... использование в качестве музеев не представляется возможным». Между тем два исторических здания на территории военного госпиталя уже признаны объектами культурного наследия (ОКН).

– В Министерстве обороны, видимо, не знают, что вообще вся территория госпиталя – достопримечательное место. Оно уже объект культурного наследия. Да, наш консультативный совет по каким-то причинам не включил амуничник в состав ОКН, но сейчас мы подаем заявку в Министерство культуры Омкой области, и я думаю, что оно официально войдет в этот список, – сообщил г-н ШАЛМИН.

На сегодня здание летних арестантских палат нуждается в срочном ремонте – его крыша имеет большой провал в центре и вскоре может обвалиться. В настоящее время в Минобороны РФ на имя министра поступило письмо с изложением этой проблемы за подписью десяти общественных организаций Омска.

– При помощи этой конференции мы опять же обращаемся к министру обороны, потому что мы пишем ему, а нам приходят ответы из округа. Да, так получилось, что госпиталь Минобороны связан с именем Достоевского. В этом году писателю 200 лет, давайте как-то взаимодействовать! Нам не нужны формальные отписки, – высказался архитектор.

Он продемонстрировал предложения по обустройству этого места к юбилею писателя в виде эскизов. На территории госпиталя предлагается сделать бульвар, выполнить реконструкцию амуничника. Предполагается поступить с историческими зданиями военного госпиталя так же, как и с объектами острога – музеифицировать их. Среди вариантов оформления памятного места к 200-летию Достоевского – выход витрины в сторону ул. Гусарова. Там также предлагается проводить уроки и экскурсии. По мнению организаторов мероприятия, витрины вместо кривого бетонного забора «обогатят интерьер города», тем более, речь фактически о самом его центре. Переговоры на эту тему ведутся не только с Минобороны, но и с главврачом военного госпиталя.

– Нам хорошо бы получить доступ к этому зданию весной, с тем чтобы сделать обмеры, посмотреть его состояние, оценить необходимые затраты на реконструкцию и составить хотя бы какую-то предпроектную документацию,– внес финальное уточнение выступающий.

Претензии к системе

Второй вопрос круглого стола «Система проектирования общественно значимых пространств в Омске» также осветил Никита ШАЛМИН.

– В Омске формируется такая система, она традиционная, но сейчас уже в новой итерации идет. Она включает в себя градостроительный и архитектурный советы. Вот на днях архитектурный совет обсуждал объекты благоустройства и комфортной городской среды – площадь Лицкевича и Сад Гензе. Но почему-то исторические зоны Омска в эту систему не попадают. Исторические улицы – и первая, и вторая работа по ним – идут по прямому договору с СК «ИдеалСтрой» и архитектурным ателье «Рим». Процедур, которые вообще-то законом предусмотрены, это архитектурный и градостроительный советы, публичные слушания, там нет. Все происходит в рамках интернет-объединения «Город решает».

Архитектор посетовал, что решения по важным объектам принимаются изолированно, замечания и предложения ВООПИиК ответами не удостаивают, повлиять на результат крайне сложно. В пример были приведены улицы Музейная и Карла Либкнехта, которые, с точки зрения членов общества охраны памятников, запланировали чрезмерно зелеными, в результате исторические панорамы закроют крупномеры и из-за листвы на узких улочках невозможно будет рассмотреть постройки: «Такое ощущение, что у нас в городе нет ни истории, ни культуры, ни имен каких-то, у нас лишь зеленые маршруты». Есть у общественников и другие замечания и предложения по этим историческим территориям, но рабочая документация в итоге их не учитывает, а в «Риме» заявляют, что ни градостроительного, ни архитектурного советов по этим объектам не будет.

Никита ШАЛМИН уточнил, что у него вопрос не к ателье «Рим» и не к сообществу «Город решает», а собственно к администрации города: почему утверждение проектов по историческим улицам Омска исключает проведение вышеупомянутых предусмотренных законом мероприятий и сама процедура преображения значимых пространств города «абсолютно непрозрачная»?

– Проект не может осуществляться без денег, т. е. здесь идут финансы по прямому договору с «ИдеалСтроем», и нигде ничего не выплывает. На уровне города. Вот в чем вопрос. А «ИдеалСтрой» делает очень просто, мы по предыдущим проектам уже знаем. Как только готова рабочая документация, они сразу отправляют на распиловку гранит, на место его завозят уже как набор Лего и собирают. Изменить что-то крайне сложно. Потому что у них вся документация есть. И мы получаем то, что получаем: эти непонятные столбы освещения, вообще не характерные для Омска, эту черноту, что на Музейной, что на Любинском, тумбы а-ля газовое освещение, хотя в Омске его никогда не было и архитектура улиц для этого не приспособлена. Это совершенно чуждая питерская традиция, которую к нам привезли, у нас она чисто декоративная и т.д. В структуре «Город решает» говорить о репрезентативности, методологии, о выработке общественного мнения – не приходится. Там эти процедуры отсутствуют.

Подключившийся к трансляции представитель архитектурного ателье «Рим» Ефим ФРЕЙДИН оставил комментарий о процессеработы над историческими улицами Омска:

– Никита Петрович, к сожалению, не прав по стадии проектирования. «Рим» передал заказчику эскизный проект первого этапа, проектная документация не разрабатывалась. Со стороны заказчика проект приостановлен летом. По острогу в эскизном проекте сохранено планировочное решение, предложен альтернативный вариант по казармам (О.М. Фрейдин), это не препятствует реализации варианта ВООПИиК. Цикл «Город решает» в этой ситуации является площадкой обсуждения концепций, и не заменяет градостроительного совета при мэре Омска и архитектурного совета ООСАР. Материалы для градсовета все подготовлены и переданы заказчику.

Мнения

Мероприятие было заявлено как круглый стол, и после того как основные темы были озвучены, слово дали присутствующим – заинтересованным в теме людям.

Ирина ЗИНКЕВИЧ, директор детской студии «Скворечник», директор музея «Омский архиерейский дом»:

– Мы пытаемся увидеть путь пребывания Достоевского на омской земле в каких-то обрывочках и кусочках – в Воскресенском соборе молился, здесь писал тетради, здесь пребывал, здесь был на каторге и т. д., но есть единый цельный путь его пребывания на омской земле. В перспективе у Омска это может быть основной бренд – ведущий для России и для всего мира. Культурный, познавательный, исторический. Я предлагаю выйти с предложением сделать музей под открытым небом, в котором будут внесены на общую карту все объекты, связанные с жизнью и пребыванием Достоевского. Их нужно замкнуть в один комплексный большой многозначный проект.

Это выступление Никита ШАЛМИН сопроводил уточнением:

– Мы генерируем идею музея под открытым небом, но только в виде цитат. Например, на Карла Либкнехта под асфальтом есть брусчатка, ну почему бы профиль реальный не открыть вместо гранита,который опять там рисуют. Острог, амуничник – это тоже цитаты того времени. Так можно делать по большому ряду объектов и имен, которые в Омске были и которыми мы можем гордиться. Мы все Бухгольц, Бухгольц, но существует целая плеяда людей, которые создавали город. Бухгольц не основывал Омск. Он построил земляную крепость, чтобы перезимовать, и уехал. Это не легенды, а нормальная историческая информация, которая должна быть публичной. Чтобы люди это знали, чтобы наши современники не страдали от переизбытка чувств по отношению к тому шару, что стоит на площади Бухгольца, этому историческому недоразумению, а понимали реальную историю.

Общественный деятель и участник проекта «Город решает» Елена ЗАВЬЯЛОВА рассказала о создании в прошлом году совместно с музеем им. Ф. М. Достоевского бесплатного мобильного приложения для Android – «Достоевский.Омск»:

– Это экскурсионный маршрут. В нем 21 точка на карте Омска – каждая из них связана с пребыванием писателя на нашей земле. Там есть текстовое описание, историческое и современное фото. Текст озвучен артистом театра. Работа над приложением будет продолжена, будет перевод на английский язык, адаптация для платформы IOS.

Далее к беседе подключился Игорь КОНОВАЛОВ. В своем выступлении омский краевед тонко намекнул, что в год 200-летия Достоевского Омск все еще абсолютно не готов к этому событию и надо бы ускорить темпы работ.

– Раз уж в этом году юбилей Достоевского, и мы уже, надо честно сказать, ничего не успели, хотя бы хоть что-то нам нужно предъявить, потому что приедут гости, будут какие-то юбилейные мероприятия. На этот год стоит задача хоть как-то завершить работы на остроге, чтобы раскопанный фундамент действительно стал музейным объектом и его можно было показать. То есть его нужно докопать, законсервировать и хотя бы какую-то временную экспозицию там развернуть. И поэтому мы всех присутствующих будем рады видеть там в качестве землекопов. На месте с лопатой в руках можно будет рассуждать о Достоевском, его цитировать. Да, есть сложности с военными, вязкие переговоры с администрацией госпиталя, но мы все же надеемся на понимание и поддержку Министерства культуры. Главное – получить доступ в здание, и мы могли бы на общественных началах, силами того же «ТомСойерфеста» успеть привести его в какое-то экспозиционное состояние, хотя бы крышу залатать. В принципе и в летних палатах до юбилея можно успеть сделать временную экспозицию. У нас есть чем ее наполнить: фотографии, рукописи, документы.

А если не можем достучаться до городской администрации, то есть готовое помещение инженерной мастерской. Там была такая спорная реставрация, сейчас там «Армстронг», керамогранит, пластиковые окна – все прямо как при Достоевском. А его в этой инженерной мастерской расковывали, заковывали. Когда это говоришь посетителям, никто не верит. Потому что в пластиковых окнах и в керамограните как-то это неубедительно выглядит. Но, по крайней мере, это помещение существует. Ничто не мешает представителям городской администрации разместить там экспозицию. Там до юбилея еще можно это успеть, как и в доме генерала-инженера. Не все там помещения занимает прогимназия, есть пустые комнаты. Там можно воссоздать обстановку омской инженерной канцелярии. Нам хоть что-то можно будет предъявить. Хотя бы как перспективу будущего музея, как ту песчинку, из которой может вырасти жемчужина.

Никита ШАЛМИН дополнил и это выступление уточнением, что ВООПИиК вышел со своей инициативой потому, что вопрос с подготовкой к памятной дате тянется третий год, но ничего не меняется. Он также добавил, что три упомянутых выше объекта на сегодня неизвестны широкому кругу общественности, Омск мог бы открыть миру этот информационный пласт.

Историк-краевед Александр ЛОСУНОВ предложил на известном 21-м историческом объекте, связанном с Достоевским, установить мемориальные доски, как это было сделано в рамках проекта «Омск – белая столица России». Он также высказался о важности сохранения старых зданий госпиталя:

Насколько мне известно, госпиталь – на сегодня единственный деревянный комплекс зданий 19 века, который сохранился в Западной Сибири. Надо сохранить то, что мы имеем. Военные люди очень консервативны. Они ничего не строят и ничего не ломают. Они поддерживают. Так они доподдерживали обозный сарай, что его пришлось снести и заново построить. Сейчас на очереди летние арестантские палаты. Там уже крыша почти упала. Еще немного, и здание распашут и разберут.

В финале встречи Жанна ХАХАЕВА сделал акцент на важности поддержки проекта со стороны властных структур:

– Все было сказано хорошо и правильно. Дело за малым – нужно содействие от Министерства культуры Омской области в части уточнения предметов, составляющих достопримечательное место, для придания ему твердого статуса. А также в организации с помощью Минобороны доступа на эту территорию. Это позволит начать работы. Сейчас ситуация такова, что здание в любой момент может быть обрушено, разобрано на дрова, и никто за это не понесет ответственности. Без решительных шагов со стороны Минкультуры, думаю, нам никак не обойтись.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 февраля 2021 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Модные тенденции»

Издательство «Альпина нон-фикшн» выпустило в свет книгу Екатерины ГОРПИНКО «Стихи и вещи. Как поэты Серебряного века стали иконами стиля» (М.; 2025 год; 240 стр.; тираж 3000 экз.)

10 декабря 22:44
0
372

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.