Останавливать китайцев в России некому – если они удержат ценовую политику, их доля рынка будет значительно увеличиваться каждый год.
— В прошлой колонке, подводя итоги продаж новых автомобилей за 2021 год по России и в Омске, я отметил взрывной рост популярности китайских брендов. В топ-20 самых реализуемых моделей в нашем городе вошел Chery Tiggo 4. Chery в целом продавались в два раза больше, чем в 2020-м, в России, а в Омске и того лучше – в 2,5 раза. Объясняется это существенным обновлением модельного ряда – если ранее они переделывали Toyota RAV4, то теперь обзавелись собственной платформой, собственными силовыми агрегатами, в том числе со сборкой в РФ. Chery приросли малыми кроссоверами, поймав актуальный тренд. В плане дизайна они сумели в этой нише обойти стабильно сильных корейцев, немного отставая в сфере электронной начинки и отделки. Но это дело поправимое – достаточно адаптировать программное обеспечение под российские реалии (приложения, мессенджеры и карты). Так что, думаю, в скором времени так и произойдет. Зато китайцы заметно подтянулись в надежности, экономичности, гарантии, что и обуславливает такой рост.
Второй востребованный китайский бренд – Haval. Они не только ведут довольно агрессивную маркетинговую, дистрибьюторскую, дилерскую политику, но и строят заводы: у них есть завод по сборке автомобилей, теперь они запускают производство двигателей в РФ. На текущий год Haval анонсировали появление в России пяти новых моделей. В Омске эта марка очень успешна, ее автомобили сразу после появления на рынке становятся бестселлерами. За 2021-й продажи Haval выросли в два с лишним раза, марка входит в топ-10 популярных брендов нашей страны.
Третий в порядке убывания любви омичей бренд из Поднебесной – Geely. В прошлом году они приросли кроссовером D класса, разработанным совместно с Volvo. В целом марка специализируется помимо кроссоверов на B и С классах. Хочу отметить, что если раньше китайцев упрекали в несколько хаотичной комбинации лучших решений других марок, то теперь они сами успешно разрабатывают технологические и дизайнерские фишки, которые уже перенимают другие производители. Признаю, что у них очень интересные оптика, линии, цвета, решения эргономики и внутренней отделки. При всем при том цены остаются доступными, не выходя за рамки сегмента «эконом».
Увеличили свое присутствие в Омске и Changan (+15% за 2021-й). Они также очень заинтересованы в российской экспансии, подбирая площадки для производств и ведя планомерную маркетинговую политику. Китайское наступление напоминает корейское, имевшее место лет 15 назад, когда корейцы угрожающими темпами зашли на наш рынок с приемлемыми ценами на базовые модели и, подчеркну, до сих пор держат планку качества. Тогда тоже проявляли скепсис – мол, откуда Корея возьмет ресурсы для надежного автомобилестроения, да никогда она не сможет превзойти Европу… Сейчас это однозначные лидеры рынка. Китай, по сути, повторяет этот путь, завоевав в сильнейшей конкуренции свой отечественный рынок, продвигаясь в Азию, а через России – в Европу. И разговоры вновь аналогичны – «это ненадолго, они не справятся». Но факты – упрямая вещь, и мы видим прирост продаж китайских автобрендов в два-три раза.
Останавливать китайцев в России некому – если они удержат ценовую политику, их доля рынка будет значительно увеличиваться каждый год. Причина их роста в том, что китайцы, не пытаются догнать мировых лидеров, как мы думаем, а, напротив, создают свою культуру, свои решения, свои бренды, не только производственные, технологические и дизайнерские, но и маркетинговые, менеджерские. При этом соблюдая важный принцип современной конкуренции – разнообразие! На самом деле мы познакомились только с третью крупной части китайского автопрома. Можно вполне скоро ожидать на наших улицах лидеров Китая – Baojun, Wuling, Haima, Foton, Jac, Baic и прочие (всего марок более 80). Так что это только начало…
Иван БЕЛАНОВ
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 марта 2022 года.