Федеральные эксперты возмущены ввозом импортного контрафакта, хотя Россия на третьем месте в мире по запасам воды.
В конце октября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Новые требования маркировки: как будет проверяться питьевая вода?».
В России продолжается введение маркировки упакованной воды. Новые ограничения для бизнеса начнут действовать с первого ноября 2022 года. Общепит и розница, которые работают с водой, обязаны правильно принимать и выводить из оборота маркированную продукцию. Новое требование касается розницы и заведений общепита, реализующих воду в упаковке через кассу. В «Честный знак» при этом следует передать сведения о выводе продукции из оборота по причинам, не являющимся продажей покупателям в розницу.
Обеление рынка
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем КИРЬЯНОВ подчеркнул, что борьба с контрафактом – одна из первоочередных задач, стоящих перед государством:
– Мы видим, как растет количество товарных групп, которые охватываются маркировкой. Это молочная продукция, табак, лекарства, обувь, товары легкой промышленности, шины, духи и так далее – 14 товарных групп. Конечно, их количество будет только увеличиваться. Это общий тренд, который поддерживают органы законодательной и исполнительной власти. Именно внедрение маркировки обеспечивает значительное обеление рынка.
В подтверждение своих слов КИРЬЯНОВ представил официальную экономическую статистику. Так, благодаря маркировке, начисление акцизов с табачной продукции выросло в 2021 году на 121,5 млрд рублей. В первом полугодии 2022 года обувной рынок обелился на 19%, за прошлый – на 35%, что также способствует росту бюджетных поступлений. В сегменте производства сливочного масла и сыра в июне «проявились», как выразился спикер, 17,5% производителей:
– Мы ввели верификацию сырья и уже молочная продукция у нас ближе к молоку, чем к сухому молоку или непонятным суррогатам с использованием пальмового масла и прочих непонятных вещей. Маркировка позволяет регулировать качество продукта. Обеление касается всего процесса: люди начинают получать белую зарплату, мы выводим их из социальной тени.
Депутат напомнил, что в 2015 году была создана группа для борьбы с нелегальным производством алкоголесодержащей продукции:
– Одна из целей была – выявлять и закрывать нелегальные заводы. На момент организации такой работы никто не мог предположить, сколько будет таких заводов. На сегодняшний день их закрыто 850-860. Представляете, какой уровень, какой масштаб? Это все не только выпадающие из бюджета доходы, но еще и прямой вред здоровью граждан – что на самом деле содержится в произведенной продукции никто не проверяет. И я даже не говорю о вопросах, связанных с метиловым спиртом, с нашими, к сожалению, не редкими смертями на большие праздники. У нас есть на эту тему экспертный совет, там мы говорим о том, что даже неправильно произведенный пивной напиток или вино наносят достаточно серьезный вред здоровью.
Что касается воды, КИРЬЯНОВ отметил, что было бы приятно понимать, какую воду мы пьем – водопроводную или нет:
– А есть ведь и не водопроводная, которую бутилируют, но никто не проверяет. Это черный рынок, привлекающий своей доступностью. Можно же поставить небольшую разливочную линию, и любую воду, которую найдешь в окрестностях, продавать за несравнимые с затратами деньги. Начиналось все с минеральной воды, за время процесса системе удалось вывести из тени более 150 компаний, которые производили воду, но никак не отчитывались об этой деятельности. Это 12% предприятий от общего числа участников рынка! Как по молоку, нужно обеспечить прослеживание оборота воды от сырья до конечного продукта – от скважины до покупателя. Такая вот работа в связке с системой Роснедр должна быть доведена до логического конца. Особенно необходима маркировка детской воды, детского питания.
Председатель РООП «Общественная потребительская инициатива» Олег ПАВЛОВ горячо поддержал предыдущего выступающего:
– Необходима полная прослеживаемость. Маркировка позволяет нам ее обеспечить, потому что мы сопоставляем не просто жизненный цикл продукта, но и соотносим со всеми хозяйствующими субъектами, которые имеют отношение к производству и реализации. Для нас как общественной организации потребителей важно, что мы получаем возможность отслеживать всю эту цепочку в реальном времени. Надзорные органы в автоматизированной системе видят, какое юрлицо продукцию выпускает, по какому адресу находится производство и все это применительно к каждой единице продукции. Поэтому мы и говорим, что необходимо распространять маркировку на все категории продукции: чтобы перекрывать лазейки.
Национальная безопасность
Генеральный директор Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды Юрий ГОНЧАР согласился с коллегами, но предложил пойти дальше и вернуть лицензирование воды:
– Да, при маркировке растет сбор налогов, растет прослеживаемость. Но одно дело – контролировать производство алкогольных напитков, совсем другое – контролировать воду. Коллеги говорят: наклеил марку и пьешь совершенно чистую воду. Так вот, если на любую бутылку наклеить марку, то это совершенно точно не гарантирует, что вода в ней из источника природного происхождения. Как в романе ПЕЛЕВИНА по поводу отечественной медицины: «можно лечиться дешево, но плохо, а можно – дорого, но плохо». Маркировка удорожает продукцию, а гарантий не дает. Производитель может заявлять все что угодно, и он знает, что контроль в уведомительном порядке обеспечит Роспотребнадзор раз в три года. Кого контролируют в этом году, Роспотребнадзор сообщает на своем сайте. Вода может быть любого происхождения: производитель практически бесконтрольно производит и декларирует воду. Есть система декларирования, которая позволяет самому, в своей, даже не аккредитованной лаборатории анализировать качество, выдавать протокол и разливать воду под любым брендом и названием. И только через три года Роспотребнадзор проверит ее качество. Через три года производитель может сменить вывеску и снова все развивать – очень часто с этим сталкиваемся.
По словам эксперта, 31% лабораторий выдают протоколы, являющиеся основанием для получения деклараций о соответствии питьевой воды, в том числе минеральной, но при этом у них нет в распоряжении радиационного контроля. То есть радиологические измерения они не в состоянии провести, а как в таком случае можно говорить о качестве и об источнике происхождения питьевой воды? ГОНЧАР посетовал:
– У большинства проверяемых нами образцов питьевой минеральной воды – в первую очередь, кстати, зарубежных, происходящих якобы из Альп (дорогущая вода!) – радиологии ноль. Это говорит о том, что искусственно капают туда кальций, магний, калий, натрий – до десятых долей соответствует химический состав. Но это не вода из природного источника! Я 20 лет руковожу лабораторией, ни один из производителей – хотя многие обещали – не допустил нас к скважине, воду из скважины мы не проверяли. Должна быть база данных, из которой любая аккредитованная лаборатория может получить информацию, чтобы покупатель принес в лабораторию бутылку и проверил, действительно ли у питьевой воды то качество, которое заявляется. Правильно депутат КИРЬЯНОВ говорит: это же не спирт, никаких затрат, нашел любую лужу и производи, тем более что техрегламент позволяет. Если указано «вода питьевая», без слова «природная», то это может быть любой источник – лужа, пруд, озеро, водопровод. Никакого контроля нет! Так что если декларировать воду, то не в добровольном порядке и не в лаборатории производителя. Нужна независимая, аккредитованная в национальной системе лаборатория, без какого-либо субподряда. А то смотрим состав лаборатории – там три человека, но она выигрывает тендеры на анализ воды на десятки миллионов рублей. Все прекрасно понимают, что можно на самом деле анализ не делать, покупать протоколы и выдавать все что угодно.
По словам ГОНЧАРА, это вопрос национальной безопасности:
– Мы богатая страна, у нас третье место в мире по запасам питьевой воды, а на прилавках магазинов 50%, наверное, импортной воды. Да и штрафные санкции просто мизерные, смешные. Переворачиваешь воду, а там примеси ненормальные плавают. Штрафы копеечные, поэтому производители посмеялись, раз в три года наладили производство на два дня, когда комиссия приехала, а дальше все пошло то же самое. Посмотрите объемы доставок зарубежных вод известных брендов и объем их продаж в стране – отличие в десятки раз. Вообще должен быть сверхпредвзятый контроль к иностранцам! Что смеяться, посмотришь, а в другой стране элементарно нет таких запасов воды, сколько они нам ее поставляют.
Отечественное производство
Руководитель проектов Товарной группы «Вода» Илья ГРЕБНЕВ уточнил, что по объему производства воды в РФ лидирует Московская область (свыше миллиарда литров воды), на втором месте – Карачаево-Черкесия (свыше 500 млн литров), на третьем – Ставропольский край. Следом идут Липецкая и Новосибирская область, Москва, Краснодарский край, Ростовская, Свердловская и Костромская области. Эксперт отдела по работе с оптово-розничным звеном компании «Честный знак» Александр КРИВОНОСОВ добавил, что на рынке страны присутствуют более 150 тысяч юрлиц, которые осуществляют оборот упакованной воды. Это производители, импортеры, оптовые организации, розничные магазины. По данным КРИВОНОСОВА, готовность участников водного рынка к маркировке составляет более 90%: они подключены к системе «Честный знак», прошли процесс регистрации, подключились к системе электронного документооборота, у них есть опыт и понимание, как это использовать и как выполнять требования законодательства.
Владелец магазина кассовой техники «Смартика» Илья БЫКОВ сообщил, что розница относится к маркировке двояко:
– Те, кто продает алкоголь, уже вышколены, у них психология соблюдения законодательства, они все делают, заранее участвуют в экспериментах. Проблемы имеются в малом и микробизнесе, у небольших предпринимателей, которые имеют один магазин или сеть до двадцати магазинов. Они задаются вопросом, как им торговать, не нарушая закон. Маркировка будет их обелять. Предпринимателей, не желающих соблюдать закон, ждут санкции вплоть до уголовной ответственности. Выгоднее сейчас становиться на сторону закона и торговать вбелую, по-честному.
КИРЬЯНОВ резюмировал обсуждение:
– Подавляющее большинство людей и, кстати, экспертов все еще видят контрольно-надзорную деятельность такой, какой она была 10-20-50 лет назад при Советском Союзе, как систему, обязательно связанную с проверками, с инспекторами, с выездом на места, с непременным атрибутом в виде коррупции, со внеправовыми механизмами решения вопроса. У нас же сегодня, как показала практика налоговой службы, с которой и началась цифровизация контроля деятельности, можно обойтись без выездных проверок с последующими штрафами и приостановкой деятельности, практически на 100% освободить малый, средний и тем более микробизнес от проверочных мероприятий и необходимости тратить на это огромное количество денег. Правильно применяя цифровые технологии, правильно строя системы обработки данных, работы с big data, контрольно-надзорная деятельность нового типа, в основе которой лежит риск-ориентированный подход, дает возможность никогда не выходить на проверки к тем, кто работает нормально, при этом выявлять сегменты теневого рынка. К десятке регионов производителей воды, названной ГРЕБНЕВЫМ, много вопросов. Почему лидируют Московская область и Карачаево-Черкесия? Мы посмотрим, насколько на самом деле там все правильно делается, насколько прозрачно и понятно, дадим возможность другим регионам получать доходы в бюджет за счет развития своих локальных брендов, дадим возможность честной конкуренции в этой сфере. Дефицит федерального бюджета ликвидируем за счет грамотного администрирования, рынок, благодаря в том числе маркировке, будет становиться белым.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 ноября 2022 года.