Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

Николай ЗЛОБИН, совладелец бренда фотосвета Blaze: «Я учусь финансовой грамотности вместе со своими детьми»

1 марта 2023 10:40
0
4305

«Коммерческие вести» продолжают рубрику «Личный счет», в которой известные омичи и жители других городов рассказывают финансовому блогеру Данилу МАКАРЕНКО о своих личных финансах. 

Деньги в нашем обществе – табуированная тема. О них не принято говорить. В результате финансовая грамотность на катастрофически низком уровне, даже в такой продвинутой среде, как предприниматели и управленцы. Мы хотим изменить ситуацию, показывая на конкретных примерах, как финансово успешные люди зарабатывают деньги, на что тратят, как сберегают и куда инвестируют. Очередным гостем рубрики стал Николай ЗЛОБИН, известный фотограф, совладелец бренда фотосвета Blaze и видеопроизводства Feelin.pro. Полную версию интервью в видеоформате можно посмотреть на ютуб-канале Данила МАКАРЕНКО «Шоу ми ё мани».

– Коля, привет. Насколько я знаю, ты начинал как свадебный фотограф в Омске. А сейчас живешь в Москве, у тебя собственное производство фотофонарей, которыми пользуются все топовые фотографы, свой видеопродакшн. Как ты докатился до такой жизни? Что пошло не так?

– Ну, во-первых, сразу хочу уточнить, что я не произвожу фотофонари, я один из соучредителей бренда Blaze. Всеми вопросами, связанными с производством, занимается мой партнер. А я занимаюсь всем, что связано с продвижением и продажами. А начинал я действительно как свадебный фотограф в Омске. На тот момент рынка свадебной фотографии в Омске, по сути, не было. А я насмотрелся австралийских и американских свадебных фотографов и хотел изобрести что-то новое. В целом получилось. Через 3–4 года у меня было максимальное количество заказов и самая высокая цена в городе. Причем упор у меня был не столько на какие-то съемочные фишки, сколько на маркетинг. И я учился зарабатывать деньги, не имея никакого маркетингового образования. Я учился через книжки, через опыт, через общение с людьми.

Потом я понял, что я достиг своего потолка здесь, и переехал в Москву. Там я тоже добился заметных успехов. Побывал в топе, попреподавал, попутешествовал по миру. Это невероятно классный опыт, который без фотографии у меня вряд ли случился бы. Но в какой-то момент я понял, что уже не так интересно. Уже нет того запала. Поэтому я постепенно, еще до того, как начал завязывать с фотографией, стал искать варианты, куда можно было бы вложить деньги, которые у меня копились. И в определенный момент пришла мысль делать что-то для фотографов. Так как аудитория уже большая скопилась, на тот момент уже, наверное, больше 100 тысяч человек было. И был смысл им что-то предложить. Тобой интересуются – глупо упускать такую возможность. 

На тот момент на рынке фотофонарей был, по сути, только один продукт, который делали ребята с Украины. Он был прикольный, но не очень качественный. На премиальную свадьбу я бы его не взял, он бы меня дешевил как профессионала. И я загорелся идеей сделать качественный свет, который не ломается. И который при этом будет настолько простой, что в нем разберется даже блондинка. Чтобы буквально две кнопки. И при этом всё выглядело стильно и хорошо упаковано. С этими мыслями я ходил года два или три. А потом нашелся партнер, который смог реализовать техническую часть. Так и появился на рынке бренд Blaze.

– Сколько ты заработал на своей первой свадьбе и сколько на последней?

– Прикольный вопрос. На первой свадьбе я заработал то ли три, то ли пять тысяч рублей. Это было в Омске, была такая жесткая свадьба, в стиле фильма «Горько». Только еще хлеще, потому что там в конце был салют, который стрелял в людей. Все убегали от фаеров, у невесты платье прожглось. Тогда я понял, что надо что-то менять, чтобы выходить на другой уровень. А последнюю свадьбу я снимал в Италии, в районе Милана. Там получилось заработать четыре тысячи евро, плюс оплата проезда и проживания. Я еще параллельно провел несколько мастер-классов, очень удачно получилось.

— Ты продолжаешь брать заказы на съемку? Если я захочу у тебя посниматься – сколько это мне будет стоить?

— Я не занимаюсь частными заказами, беру крайне редко заказы только от тех людей, с которыми очень давно работаю. Как правило, это семьи ближе к западу Москвы, около Рублевки. Они частенько зовут меня на мероприятия. В остальном я стараюсь сам заказы не брать, обычно набираю команду либо беру знакомых фотографов под конкретные задачи. Что-то с таких заказов мне за организацию падает. Периодически я в удовольствие снимаю для брендов – рекламу, контентные съемки.

— Сколько стоит такая съемка?

— Если проект мне интересен, я цену не задираю. Моя работа как фотографа стоит 10 тысяч рублей за час съемки. Ну и если нужно организовать всю команду – свет, модели, мейк – это уже оплачивается отдельно.

— Сколько приносит производство фотофонарей? Это прибыльный бизнес?

— Слушай, да, он прибыльный. Я не буду называть конкретные цифры, могу сказать, что стараюсь не вынимать из кассы больше 100 тысяч рублей в месяц. Остальное мы реинвестируем, вкладываем в рекламу. Для меня это такой пассивный доход, в который я совсем немного вложился на старте. А дальше он уже едет  сам. В целом, наверное, прикольно, что у меня есть продакшн, фонари, фотография и обучение. И мне это помогает переключаться от одного к другому. Потому что бывает сезонность, бывают какие-то просадки. А в другом направлении – другая сезонность, и это позволяет оставаться в плюсе.

— А чем ты в продакшне занимаешься?

— Мы начинали со всего подряд – снимали музыкальные клипы, рекламные ролики, бекстейджи, снимали мероприятия разных компаний. Но потом переключились на заказы, связанные с городской средой, с благоустройством городов, с развитием туризма. И  у нас образовался уже целый консорциум. Есть ребята, которые занимаются созданием проектов в этой сфере, обеспечивают финансовую часть, аналитику. А мы через видео продвигаем, создаем имидж этим проектам. И соответственно, помогаем им победить на конкурсах, в тендерах. И заказчик потом получает кучу денег на реализацию. В этой благоустройство и продвижение городов сейчас очень большие деньги вкладываются. А еще это интересно, потому что в процессе ты бываешь в новых городах. В прошлом году мы ездили в Магадан, там очень круто. Объездили всю Карелию – от Мурманска до Петрозаводска и Костомукши. Попутно снимали и для туризма, и для производств.

— Как изменился твой доход за последний год?

— Он растет по чуть-чуть. Волнообразно, но растет. Может быть процентов на 15 за год он увеличился.

— Вот я простой парень из Омска. Может быть, даже фотограф. Что я должен знать и уметь, чтобы увеличить свой доход в несколько раз?

— Нужно быть технически подкованным. И иметь базовые навыки маркетинга, уметь анализировать рынок, вкладываться в продвижение, в упаковку своего продукта. Нужно поставить конкретную цель. Не «я хочу зарабатывать фотографией», а «зарабатывать фотографией миллион рублей в год». Дальше просто разбиваешь эту сумму на количество заказов, выставляешь цену – и двигаешься к своей цели. Это если развиваться в фотографии.

На сарафане зарабатывать в любом городе очень просто, особенно в небольшом. Есть куча направлений, которые сейчас актуальны. Например, работа с маркетплейсами. Это одна из самых востребованных  ниш сейчас. Причем можно сотрудничать с бизнесом из разных городов. Тебе просто будут присылать товар, а ты его будешь снимать. Причем в Омске ты можешь позволить себе брать дешевле, чем фотографы в той же Москве. И за счет этого забирать заказы. Хотя рынок этот настолько растущий, что здесь всем работы хватит.

— Ты ведешь семейный бюджет? Есть понимание, на что уходят деньги?

— Это было волнами. Так как я человек творческий и, скажем, немного хаотичный. И я достаточно мало этому уделял времени. Но в последние год-два я начал хоть что-то прикидывать, понимать, куда у меня сколько уходит денег. А в этом году мы с супругой прямо сели и составили таблицы в начале года, поставили себе цели, подсчитали, сколько у нас приходит денег, сколько уходит на еду, на кружки для детей. В целом примерно то же самое, что рисовалось в голове.

— И на какую статью уходит больше всего денег?

— Это какие-то простые вещи – типа на еду и на ипотеку.

— В 2022 году были какие-то крупные покупки?

— В 2022 нет, но планируется в этом. Будем инвестировать в квартиру. Сейчас очень просели цены на жилье в Москве, местами процентов на 20. И мне кажется, еще просядут, думаю, процентов на 10 точно. У нас скоро родится третий ребенок, так что в любом случае надо расширяться.  

— У тебя есть подушка безопасности?

— Она была, и потом ее не стало. Она то появляется, то исчезает. На данном этапе скорее нет, чем да. Сейчас у меня все инвестиции в жилье. Если что-то пойдет не так – видимо, будем что-то придумывать по ходу уже. Я вообще стараюсь жить сегодняшним днем. В последнее время вообще нельзя что-то планировать дальше, чем на неделю. Все может поменяться кардинально за один день.

— Как ты относишься к идее финансовой независимости? Когда можно работать чисто для души и жить на пассивный доход.

— Отлично отношусь. Я считаю, к этом надо двигаться. И я двигаюсь. Отчасти у меня такой доход уже есть – я могу куда-то уехать с продакшном, но всё равно работа со светом будет продолжаться и приносить мне доход.

— Какие-то финансовые инструменты ты рассматриваешь?

— Пока только недвижимость. У меня есть какие-то акции, но дивиденды по ним просто смешные. Вообще мне интересно  в этом разобраться, я даже начал читать книжки всякие-разные – КИЙОСАКИ, например, или «Самый богатый человек в Вавилоне».

— И как тебе?

— КИЙОСАКИ – прикольно. Но мне бы лет 10-15 назад эту книжку. «Самый богатый человек в Вавилоне» — тоже классная книжка. И она до детей хорошо долетает. Я своему десятилетнему сыну почитал перед сном, ему зашло. Мы потом пообщались на эту тему, вроде он даже меня понял. Я буду стараться прививать своим детям именно эту модель мышления, чтобы они работали в направлении накопления капитала. Чем раньше это произойдет, тем проще потом будет. И я учусь финансовой грамотности вместе со своими детьми. Нас этому не учили. У меня родители в 90-е выживали  как могли, постоянно на работе были. А мы – на улице, сами по себе.

— Какой совет ты дал бы себе 2-3 года назад? Ну или тем, кто только начинает тот путь, который ты уже успел пройти.

— Для начала – вести учет и откладывать деньги. Постепенно, по чуть-чуть, и не трогать их. Это сложно, потому что когда ты молод, и у тебя горит кровь – тебе сложно удержать деньги в кармане. Но чем раньше ты начинаешь об этом думать – тем раньше ты становишься свободныи. Реально свободным.

— Какие свои привычки ты считаешь самыми полезными?

— У меня в основном вредные привычки. Я люблю откладывать всё на завтра, это моя боль. Что из полезных? Наверное, то, что я стараюсь разбивать всё на алгоритмы. И применять эти алгоритмы и в жизни, и в работе.

— Выстраиваешь систему.

— Да, я люблю системность. Наверное, потому что я сам по себе довольно хаотичный. И эти алгоритмы мне очень помогают.

— У тебя есть какая-то любимая книга, которую ты крайне рекомендуешь к прочтению?

— Я слишком много книг прочитал, сложно выбрать какую-то одну. Наверное «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» Максима ИЛЬЯХОВА. Эти книги обязательны к прочтению вообще всем, неважно, в какой сфере вы работаете. Этому опять же нас в школе не учили, хотя должны были. Как правильно изъясняться, как находить общий язык с людьми, как донести нужную информацию в правильном контексте. Как в двух фразах объяснить, что тебе нужно. Как написать предложение для заказчика. Это обязательно нужно читать.

Ранее полную расшифровку интервью можно было прочитать только в газете «Коммерческие вести» от 1 марта 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.