«Дорого и прозрачно»: об аукционах размещения НТО.
4 октября в городском пресс-клубе состоялся круглый стол, посвященный изменениям в регламенте размещения нестационарных торговых объектов. Речь идет о постановлении администрации города № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска». В частности, были сокращены сроки рассмотрения заявлений граждан по размещению НТО, изменена форма проведения аукционов, перечень торговых объектов и требования к их внешнему облику. Более подробно об этом «Коммерческие вести» писали в № 34 от 12 сентября 2018.
«Чуть больше, чем просто отдать»
Заместитель директора департамента, начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики администрации Омска Михаил ЩЕЛКОНОГОВ разъяснил, что к понятиям нестационарных торговых объектов относятся киоски, павильоны, веранды, летние кафе, автолавки, бочки, елочные базары и так далее. В соответствии со схемой в Омске сейчас 3030 НТО. Из них около 300 относятся к проведению праздничных мероприятий.
Чиновник напомнил, что постановление о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Омска мэрия подготовила в 2014 году. В 2015-м полномочия передали администрациям округов. Городскую территорию разбили на зоны (всего их 39) – в центре, само собой, аренда торгового места обходится дороже, в среднем 578 рублей в месяц за квадратный метр. На окраинах почти вдвое дешевле.
Тогда постановление определило процедуру заключения договоров с предпринимателями: если раньше павильоны могли находиться на оговоренном месте неопределенный срок (и у них могли потребовать освободить землю в любой момент без возможности это оспорить – пресса изобиловала о том рассказами), то теперь договоры заключаются (действующие перезаключили) на пять лет, а места разыгрываются на аукционе.
Чиновник пообещал, что сроки рассмотрения заявления бизнесмена о предоставлении места под объект уменьшатся со 190 до 135 дней. Аукционы станут более прозрачными. Все изменения принимались при совместном обсуждении в рабочей группе с Омским областным союзом предпринимателей, депутатами Горсовета, бизнес-омбудсменом, Союзом торговли и Омской торгово-промышленной палатой, так что интересы всех сторон соблюдены – подчеркнул ЩЕЛКОНОГОВ.
Он назвал два главных плюса обновленных правил:
– Первое – прозрачность предоставления места. Второе – наполнение бюджета города. Если проводится аукцион, он в любом случае имеет какую-то повышающуюся ставку. Мы построили аукцион таким образом, что цена, которую предприниматель платит в дальнейшем, не изменяется. Но на аукционе мы продаем право на размещение. Деньги за него полностью идут в бюджет города. Это чуть больше, чем отдавать землю бизнесмену по начальной цене.
О борьбе с нелегалами
Кстати, о пополнении бюджета: министерство экономики Омской области подготовило законопроект об ужесточении административной ответственности за несанкционированную торговлю. Штраф за первое нарушение в течение года для должностных лиц увеличится с 6 до 7 тысяч рублей, для юридических лиц – с 15 до 20 тысяч рублей. За повторное нарушение должностных лиц предлагается штрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей, юридических – от 20 до 100 тыс. рублей. Размер штрафов для граждан останется без изменений – 1 – 2 тысячи рублей за первое и 3-5 тысяч рублей за повторное правонарушение.
За текущий год сотрудники окружных администраций провели порядка 300 рейдов по стихийным рынкам, составив около 700 протоколов на сумму почти 500 тысяч рублей.
Как рассказал ЩЕЛКОНОГОВ, в этом же году проверяющие выявили 423 нелегальных павильона и киоска. Большая часть – 338 НТО – уже вынесена. Проблема неизбывна: ранее нарушители прибегали к простой, но действенной схеме – просто переставляли свой киоск в другое, точно такое же нелегальное место.
– Есть опыт других городов, когда муниципалитет принимает такие документы, что сам разрешает демонтаж объекта. Нанимаются люди. Если объект нельзя вынести, его просто распиливают и все равно вывозят. И я считаю этот опыт положительным, мы его изучаем.
Если говорить в целом, то в Омске фактическая насыщенность торговыми площадями превышает нужную более чем в 1,5 раза:
– В соответствии с законодательством, утвержденным Омской областью, в Омске должно быть 712 квадратных метров на человека. По данным мониторинга, на деле насыщенность – 1300 метров. Неравномерность этой обеспеченности – это уже другой вопрос. Над этим сейчас работает и наш департамент, и депимущества, который размещает объекты, и департамент архитектуры, который планирует размещение объектов. Прекрасно видим, что Левобережье перенасыщено торговыми объектами, а в Октябрьском и отдаленных территориях Ленинского округа объектов недостает.
В ЛАО, например, как добавила заместитель главы администрации округа Татьяна КОМОВА, обеспеченность торговыми площадями нестационарных объектов составляет 30 квадратных метров на человека.
Но Омск все-таки можно считать обеспеченным и стационарными магазинами, и местами на рынках, считает ЩЕЛКОНОГОВ. Хотя сейчас федеральный закон о рынках подтолкнул предпринимателей во многом прекратить работу на розничных рынках – например, из-за необходимости перевода бизнеса с улицы под крышу. Поэтому отныне все планировки новых микрорайонов заранее готовятся с учетом необходимости обеспечить их торговыми площадями.
О торговых галереях
Теперь торговые точки приобретут единое оформление, образуя так называемые торговые галереи. Тем не менее, успокоил ЩЕЛКОНОГОВ, произойдет это не моментально: предприниматели спокойно доработают до конца действия своего договора, сохраняя прежний вид своего киоска (а вот заявки, поданные после 16 августа, уже учитывают новые требования в внешнему виду НТО).
Места для установки новых торговых галерей уже определены:
– Сегодня в схему размещения НТО для размещения торговых галерей включены три адреса в Ленинском округе и три адреса в Кировском округе.
Новые торговые галереи появятся на улицах Леконта, Гашека, Молодогвардейской, Комкова, Фугенфирова и 2-я Солнечная. В мэрии также подготовили проект по включению в план установки таких помещений по Космическому проспекту, улицам Лермонтова, 6-я Линия, Заозерная, Завертяева, Омская.
За основу взят Волгоградский опыт, где сейчас 56 таких галерей, многие строились к чемпионату мира по футболу. Сейчас этому примеру следуют и другие регионы. ЩЕЛКОНОГОВ уточнил, что у галереи будет один владелец, который сможет сдавать там места в аренду:
– Торговая галерея – это то, что делает один предприниматель в едином стиле, под единой крышей, с единым крыльцом. С одинаковыми окнами, одинаковыми фасадами. Получается красивая вещь. Образец стоит на бульваре Архитекторов на остановке «Поворотная». Конечно, торговая галерея – затратный вид деятельности. Если раньше предприниматель шел на один ларек, то сегодня ему нужно будет потратиться на 5-6-8-10.
Еще один момент: теперь затраты на предоставление схемы в масштабе 1:500 при подаче заявок (которая может быть отклонена на этапе обработки, не дойдя до аукциона) несут сами предприниматели – ранее округа выполняли это самостоятельно. По словам ЩЕЛКОНОГОВА, проблема была в том, что предприниматель мог не отдавать себе отчет в том, где ему можно поставить точку:
– Когда теперь он берет эту схему, то понимает на ней все: расстояние от дороги, от дома. Понимает, нарушает он что-то или нет. Если раньше предприниматель подавал заявку, то имел вроде как преимущественное право – если на то место больше никто не заявлялся в течение 30 дней, то оно ему отдавалось по начальной цене. Если заявлялся, то проводился аукцион. Положа руку на сердце, таких мест раньше было очень мало. Вся наша работа строится на соблюдении земельного законодательства. Согласно ему теперь предоставление любого участка без аукциона недопустимо, особенно в области торговли. Исключений просто нет.
ЩЕЛКОНОГОВ пояснил, что таким образом чиновники обезопасили себя от подозрений в ангажированности с предпринимателями.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 октября 2018 года.