В Советском Союзе понимали, что пивоварение надо поддерживать, надо развивать.
30 мая в Москве стартовала Неделя российского ритейла, которую ежегодно освещают «Коммерческие Вести». В первый день состоялась экспертная сессия на тему «Борьба за суверенитет: почему у российского пива свой путь?». Представляем читателям отдельные выступления этой сессии:
Владлен МАКСИМОВ (на фото), президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «ОПОРЫ России»: «В совсем не винных регионах типа Екатеринбурга открывают винодельни, им дают дотации. А чем пивоварение-то хуже?!»
— Мне кажется, бизнесу нужно помогать с основным – каналами сбыта. С лета 2013 года запрещена продажа пива в нестационарных торговых объектах. Есть ведь павильоны и по 200 кв. м с кассовыми аппаратами, с маркировкой и прочим, разница лишь в отсутствии коммуникаций и фундамента. Причем здесь тогда ассортимент, если то же самое можно продавать рядом в соседнем стационарном магазине, который может быть даже меньше площадью?! Я думаю, ни при чем. Почему сохраняется это ограничение? Непонятно.
То же самое с приравниванием пива к крепкому алкоголю. Не всегда за этим кроется злой умысел, хотя я его в этом случае не исключаю. Может, просто было аппаратно так удобно – свести все воедино. А пытаться переделать потом – значит обидеть уважаемых людей из ведомств. У нас ведь сплошь и рядом о последствиях не думают.
В некоторых регионах борются с «наливайками», мимикрирующими под кафе. Там же совсем другие условия для реализации, например, ночью можно отпускать пиво. Так боритесь! Я хоть и не люблю Советский Союз, считаю его опыт абсолютно неудачным, но регулирование пива и отношение к нему там – исключение из правила. Пиво считалось слабоалкогольным напитком, как верно напомнил Вячеслав Иванович, оно не ассоциировалось ни с водкой, ни с модным тогда портвейном. В Союзе понимали, что пивоварение надо поддерживать, надо развивать. У нас сейчас подобное происходит с виноделием – в совсем не винных регионах типа Екатеринбурга открывают винодельни, им дают дотации. А чем пивоварение-то хуже?! Такие же инвестиции, такие же рабочие места. То, что крупные компании отдавали часть прибыли за рубеж? Так сейчас это неактуально.
Павел ФУНТИКОВ, руководитель группы по работе с алкогольными и табачными клиентами Nielsen IQ Россия: «Доля импортного пива сократилась в пользу локального с 9,4 до 6%»:
— Год назад пиво себя чувствовало очень неплохо и с точки зрения натуральных продаж, и с точки зрения выручки. Но на рынке произошли фундаментальные изменения. Пивная индустрия – одна из ключевых и крупнейших в FMCG (товары повседневного спроса): 81,5% натуральных продаж алкоголя составляет пиво. По сравнению с вином и крепким алкоголем оно показывает самую негативную динамику с января по апрель 2023 года: продажи в объемном выражении сократились на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Потребление водки тоже сократилось – на 1,2%, но выросли продажи другого крепкого алкоголя – на 4,1%.
Средняя цена пива выросла на 9,5%. При этом до 2022 года пиво было самым стабильным напитком в плане цены за литр – около 100 рублей. Сейчас средняя цена – 119 рублей, в том числе за счет роста цен на иностранное пенное.
Ассортимент на полке сильно не изменился. Доля импортного пива сократилась в пользу локального с 9,4% до 6%. Доля продаж российского пива в натуральном выражении увеличилась до 61,9% против 58,2% в январе-апреле 2022-го. Доля лицензионного пива изменилась с 31,8% в 2022 году до 31,2% в 2023-м.
В ритейле впервые за последние несколько лет серьезно сократились продажи пива. При этом его цена растет. Растет локальный ассортимент на полке, замещая ушедший из страны импортный сегмент.
Анна СУТЫРИНА, директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ: «Нужен не просто закон о пивоварении, а комплексный закон о хмеле, солоде, пивоваренной продукции, поддержке производителей оборудования»:
— Первое, что нужно сделать для законодательства пивоваренной индустрии, – обеспечить его стабильность, касаемо обязательных требований и налоговых. Стабильность законодательства хотя бы несколько лет уже сделает многое для отрасли. Второе – обратить внимание наконец на технологический суверенитет, внедрить межотраслевой комплексный подход. Сейчас этого нет в любой промышленности, включая пивоварение.
Обсуждаемый сегодня 171-ФЗ обеспечивает главное – отслеживаемость учета и оборота алкогольной продукции с точки зрения контроля за дальнейшим взиманием акциза. Насколько эффективен именно такой механизм – другой вопрос, но государство своего добивается.
Что такое пивоварение? Нужно вырастить сырье, переработать его, а для этого использовать технику, оборудование, кадры. К производству есть требования, к торговле есть требования. Торговля у нас несистемно, откровенно плохо регулируется. Требования к ней избыточны, никаких документов стратегического планирования в этом плане не имеется. Вопросы потребления и сбыта для пивоваров тоже важны, поэтому нужен не просто закон о пивоварении, а комплексный закон о хмеле, солоде, пивоваренной продукции, в которую войдут и вопросы о поддержке производителей оборудования – краеугольного камня в вопросах технологического суверенитета.
Ведь что нам скажут пивовары и виноделы, какова нынешняя основная проблема? Комплектующие, оборудование, материалы. Государство наконец-то занялось импортозамещением, разрабатывается закон о технологическом суверенитете, ведется поддержка в разных формах обратного инжиниринга и прочее. Но необходимо именно комплексное регулирование отрасли, не точечные меры.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 июня 2023 года.