Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Дмитрий САФОНОВ, ПО «Квант»: «Мы заявили об участии в проектах импортозамещения — по производству саморегулирующегося греющего кабеля и взрывозащищенных пластиковых коробок»

13 января 2024 16:30
0
6296

Компания столкнулась с отсутствием в Омске свободных производственных площадей, хотя линия не очень большая, нужно всего порядка 2 тыс. кв. м. 

Накануне Нового года, 28 декабря, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий ОСЬМАКОВ подписал приказ № 5239, которым в реестр кластеров внесены сведения о семи омских кластерах. В их числе и промышленный кластер электрического оборудования, электронных и оптических изделий. Незадолго до этого приказа обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с директором по развитию ООО ПО «Квант» Дмитрием САФОНОВЫМ и расспросила о предприятии и о перспективах кластера.

– Дмитрий Михайлович, расскажите, для каких целей организуется кластер? Кто кроме вас в него войдет?

– Действительно, сейчас запускается программа кластеров. Это цепочка предприятий, участвующих в создании одного конечного продукта, где каждая организация влияет на его добавленную стоимость. ПО «Квант» занимается промышленным электрообогревом от проектирования до монтажа. Мы сотрудничаем с топливно-энергетическим комплексом. Наш основной заказчик – компания Газпром нефть – Омский и Московский НПЗ, а также прочие предприятия группы «Газпром нефть», Сибур, Лукойл. И существует целая цепь производителей, участвующих в производстве изделий, – каждый на своем этапе. Кроме нас в кластер войдут семь омских  компаний. «ЕвроСпецКабель» поставляет нам для системы электрообогрева силовой кабель. ООО «АлТехно» в основном специализируется на производстве светильников, но нам оказывает услуги по обработке тонколистового металла – нарезке, гибке. С компанией «Энергопром»,  филиалом тверской федеральной сети, мы давно работаем, она для нас является поставщиком силового кабеля и прочих электротехнических компонентов для наших систем электрообогрева. ОНИИП нам оказывает услуги испытательной лаборатории, климатической камеры, проводит проверку на устойчивость к ультрафиолету. ООО «ЭкоСибирь» поставляет кабеленесущие системы. «Полюс Автоматика» – наш партнер по шкафам и системам автоматизации электрообогрева. Также в цепочку входит завод ОмЗИТ (ТМ «Лаварт»), к ним мы можем обратиться за изготовлением крупных нестандартных изделий, а также паровых котлов для систем парообогрева (в итоге ОмЗИТ вошел в другой кластер – теплоэнергетический – А.И.).

– И все предприятия связаны с вами?

– Да, кластер электрического оборудования сформирован под нас. ПО «Квант» сегодня производит системы электрообогрева, в состав которых входят греющие кабели различных типов. Раньше для наших проектов это оборудование производили на американских заводах. После введения санкций мы с партнером – ООО «Термо-Нова» – создали свое производство, полностью российское, независимое ни от кого.

– Где оно находится?

– Завод Термо-Нова (ранее «Термон-Евразия») расположен в городе Дедовске в Подмосковье. Там основное производство компании на данный момент. В Омске пока работает только небольшой цех для штучных изделий. Все серьезные заказы идут через Дедовск. В том числе и поэтому у нас возникла потребность в создании еще одной линии в Омской области. Мы компания омская, весь инженерный состав находится здесь, крупнейший заказчик тоже. И логистически Омск – удобная позиция для работы и с Москвой, и с Дальним Востоком, и с Сибирью.

– Расскажите подробнее, что производит компания.

– Один из главных элементов – нагревательный кабель. Он бывает разных видов – саморегулирующийся, предельной, постоянной мощности и другие. Делаем взрывозащищенные клеммные коробки, соединительные коробки, готовые нагревательные элементы. Все наше оборудование подходит для применения во взрывоопасных зонах. А в качестве основных потребителей нашей продукции выступают Омский НПЗ, Омский завод смазочных материалов, различные дочерние структуры Газпром нефти. Тот же ОмЗИТ входит в кластер и как поставщик, и  как потребитель продукции: они производят котлы, печи-утилизаторы для Газпром нефти, и в их конечные изделия порой уже включены наши элементы системы обогрева.

– Если у вас уже есть идеально сложившийся тандем со всеми этими организациями, то зачем нужно участие в кластере?

– У компании есть потребность в открытии новой производственной площадки в Омске. Если ты участник кластера, то имеешь право на различные меры поддержки. Нас заинтересовал льготный кредит на развитие по сниженным ставкам от Фонда развития промышленности. Мы подали документы, раскрыли всю цепочку добавленных стоимостей, декомпозицию продукта – кто, где, как участвует. Кроме того, мы заявили об участии в трех проектах по импортозамещению. Четвертый готовится. Планируем реализовать их на базе нового производства. Но сейчас столкнулись с отсутствием в Омске свободных производственных площадей, хотя линия не очень большая, нужно всего порядка 2 тыс. кв. м.

– Вы хотите взять готовые площади?

– Арендовать. Для строительства нужны слишком большие вложения. С точки зрения независимости стройка, наверное, лучше, но поскольку у нас малый бизнес, таких возможностей нет. Станки для производства ищем в России и у азиатских партнеров.

– Как после их ввода увеличатся ваши объемы производства и сколько требуется инвестировать средств?

– На создание первой линии – по производству саморегулирующегося греющего кабеля – потребуется порядка 130 млн рублей. Это только линия, участок маркировки, испытательный центр. Срок реализации – 2024-2026 годы, все будет зависеть от готовности помещения. Сама производственная линия изготавливается около 3 месяцев, т. е. мы ее сможем получить за 6-9 месяцев, а вот подготовка производственной площадки потребует много времени. Второй проект – по производству взрывозащищенных пластиковых коробок – обойдется в сумму порядка 70 млн рублей. Половину данных вложений занимает термопласт-автомат.

– Какой-то особый термопласт?

– Все дело в матрице, а вернее, в точности ее изготовления. Поскольку наше оборудование должно быть взрывобезопасным, то все соединения проходят сертификацию на взрывобезопасную среду – они должны не пропускать искру, горячий газ. Планируем сделать за 2024-2026 годы. Третий проект – линия сборки взрывозащищенных нагревателей для шкафов контрольно-измерительных приборов. Здесь бюджет поскромнее – 30 млн рублей. Основные вложения пойдут на испытательный и маркировочный центры. И четвертый проект, о котором мы пока не заявляли в минпром, но над ним работаем, – производство предизолированной импульсной линии.

– О чем идет речь?

– Любой нефтеперерабатывающий завод – это комплекс трубопроводов, в которых протекает какое-то вещество в своем агрегатном состоянии с определенным давлением, температурой, физическими свойствами. Чтобы понять, какие характеристики у него в данный момент, берутся пробы онлайн, т.е. от трубы делается отвод (импульс) к шкафу, где стоит цифровой прибор, считывающий и передающий показания в диспетчерскую. Чтобы этот отвод не замерзал, не терялись физические свойства вещества, например вязкость, необходимо поддерживать его изначальное состояние. Импульс может быть длиной от 3 до нескольких десятков метров. И на всем протяжении его теплопотери компенсируются греющим кабелем, который закрывается защитной оболочкой. Раньше всю конструкцию делали на месте: киповцы монтировали трубку, потом приходил электрик, крепил кабель, механики-изолировщики наматывали поверх «шубу», потом все это закрывалось металлическим кожухом. Людей было много, в итоге размывалась ответственность. Один исполнитель не понимал гидравлику, второй – электрику и т. д.

– Но появился современный вариант?

– В мире решение, которое предлагаем, не новое, но в России оно долго было малопопулярным. Мы его начали продвигать незадолго до пандемии. Всего в мире три таких производства. После пандемии начались санкции, зарубежные изделия оказались недоступны. Но рынку они настолько понравились, что теперь стоит вопрос о создании  отечественного производства. Сложность в том, что такую трубку в России никто не производит. Казалось бы, кусок нержавейки, но… Труба калиброванная, с точным радиусом по всей длине и единой толщиной стенки, она не варится, а обжимается, за счет чего выдерживает высокие давления. Основной ее производитель – Швеция. Сейчас делают Корея и Китай. В целом у китайской продукции достойное качество. И на базе их трубки мы и планируем организовать производство готового изделия.

– А саму трубку не хотите изготавливать?

– Это очень сложное технологическое производство. Высокие требования к сырью и к самой технологии производства. Мы работаем над направлением, но это отдельная тема, требующая глубокой детальной проработки.

– Ваши нагревательные кабели работают от электричества?

– Да, но в основном они не нагревают продукт, наша задача – компенсировать теплопотери: не дать продукту под воздействием окружающей среды потерять свои свойства. Как только температура начинает падать, запускается процесс нагрева. А при достижении допустимого максимума датчик выключает обогрев. Это применимо и для саморегулирующегося кабеля, но саморегулирующиеся кабели, при верном инженерном расчете, могут работать и без датчиков. Жилы на саморегулирующемся кабеле заключены в полимерную матрицу, состоящую из пластика, пластификаторов и токопроводящего углеволокна. В зависимости от температуры у матрицы меняется кристаллическая решетка, т. е. свойства. Именно она играет роль нагревательного элемента: чем выше температура вокруг нее, тем меньше сопротивление, т. е. чем холоднее на улице, тем сильнее она нагревается, и наоборот. Причем матрица на данном кабеле работает локально: если в одном месте холодно, а в другом нет, то в нужном она нагреется, а в остальных остается прежней температуры. Мы применяли такие кабели, когда делали кровлю в омском велоцентре. Там была проблема во время весеннего таяния снега. Мы рассчитали систему обогрева кровли, водостоков, смонтировали ее. Уже года четыре служит.

– А вообще ваше оборудование выходит из строя, ломается?

– Любое оборудование может ломаться, но к нашему это меньше всего применимо, поскольку главное требование нефтегазоперерабатывающей отрасли – высокая степень надежности. Соответственно, срок службы на кабель мы даем не менее 25 лет. И наше оборудование обычно превосходит эту гарантию.

– Обслуживанием, ремонтом занимаетесь?

– Конечно, у нас даже есть сервисные контракты. Бывает, на производстве что-то повредили механически, где-то требуется замена морально устаревшего оборудования, плюс у любой установки есть время выхода на ремонт. Ее останавливают, и все службы идут на обслуживание, в том числе и мы. Смотрим, где высокий износ, где нужна модернизация и, следовательно, замена.

– Как выглядит ваша работа с предприятиями?

– Она начинается с проектирования. Но сначала мы помогаем заказчику составить развернутое техзадание. Теплотехники делают расчеты, отдают их электрикам, которые подбирают электрическую часть – сколько нужно кабеля, проводов, точек питания, какие шкафы и т. д. Большой проект передается заказчику, он высказывает свои предложения, замечания. И когда проект согласован, заказчик выбирает подрядчика. Сибур отдает и проектирование, и монтаж в одни руки, а Газпром нефть каждый этап проводит через тендеры. Когда мы проект делаем под ключ, после согласования приступаем к работе. Есть вещи, которые мы производим, а есть те, которые для нас делают – это взрывозащищенные, некоторые силовые шкафы, ПО. Все детали собираются, и получается комплекс системы электрообогрева, включающий в себя все – от греющего кабеля до болтов, которые все будут соединять. Затем на объект выходит наша монтажная бригада, после – пусконаладчики, и установка передается в эксплуатацию. Дальше, если у заказчика есть желание, заключается сервисный контракт, проводится обучение персонала.

– Сколько в компании работает сотрудников?

– Около 150 человек. Сейчас идет набор персонала на большой объект на Московском НПЗ, и каждый день коллектив растет.

– Вы давно работаете на предприятии?

– С 2017 года. Компания была создана в 2009 году. Какое-то время занималась только комплексными поставками электрооборудования для нефтяной промышленности, строительных компаний. В 2014 году запустили производство электрощитового оборудования, в том числе, например, для первого в Омске «Макдональдса», для «Силы Сибири». Была своя производственная площадка, где делали шкафы и  щиты управления. Сейчас часть их отдаем на аутсорсинг.

– На омские предприятия?

– Нет, производства, где делают взрывобезопасные шкафы, в России можно по пальцам пересчитать. У нас проверенный партнер в городе Протвино в Подмосковье. Там разработанные нашими конструкторами изделия под контролем наших же инженеров производят. Затем компания параллельно начала работать в направлении электрообогрева. Да, оно узконаправленное, но более интересное и с точки зрения применения наших компетенций, и с коммерческой составляющей, и с позиции потребностей. У китайской подобной продукции качество пока не стабильное.

– В ЕГРЮЛ указано, что у компании два учредителя. Они принимают участие в работе?

– Конечно. Михаил СКРИПНИКОВ является генеральным директором ООО ПО «Квант», а Рифхат АБДРАХМАНОВ – директором по маркетингу и продажам. Недавно у нас в связи с открытием обособленного подразделения в столице (сейчас на Московском НПЗ создается новый участок, где заняты 70% сотрудников компании) прошла реорганизация.

– Расскажите о финансовых показателях компании. В открытых источниках указано, что за 2022 год выручка составила  461,7 млн рублей, а прибыль – 40 млн рублей.

– Все верно. Хотелось бы больше (смеется). У нас каждый год растет прибыль, когда больше – в два раза, когда поменьше. Кроме пандемийного года. Дело в том, что мы сильно зависим от общения, от презентаций. Продать наш продукт – история на целую книгу. А в пандемию, понятно, общения не было – все предприятия ограничивали контакты.

– А после начала СВО как складывается ситуация для предприятия?

– В 2023 году были проблемы с комплектующими. Но мы их не меняли: у нас были проблемы с ввозом, мы их решали и параллельно настраивали собственное производство в РФ совместно с Термо-Нова. Также постоянно мониторим рынок комплектующих в России. Одно дело – найти их, а другое – убедиться, что они будут работать так же надежно, как оригиналы. Из-за этого у нас был сильный стресс. А у заказчиков еще больше, потому что все лицензии, все производства у них не российские, и технологии тоже. Поэтому и заказов у нас появилось больше. Мы заявили: наша миссия – чтобы вам было надежно, безопасно, удобно. При этом сохраняем  проверенное качество и уходим от импортозависимости. На себя взяли проведение аудитов, мониторингов, бремя выбора, ответственность, решение ситуаций с привлечением параллельного бизнеса через казахстанских партнеров, когда другого пути нет. И мы стали удобны для заказчика.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 декабря 2023 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.