Все рубрики
В Омске понедельник, 17 Июня
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,0658    € 95,1514

Илья БАЛЬЦЕР, ИТП «Град»: «Каким мозгом нужно обладать, чтобы принять решение, основываясь на трех тысячах документов?!»

26 мая 2024 11:30
2
1689

Несколько идей для IT-предпринимателей от создателя цифровых городских платформ. 

В городской Точке кипения прошел региональный форсаж «Cтартап-тура» от Фонда «Сколково». В рамках деловой программы генеральный директор ООО «ИТП «Град», ставшего в текущем году резидентом Фонда «Сколково» от Омской области, Илья БАЛЬЦЕР рассказал о цифровом двойнике города:

Каждый гвоздь

— 20 лет назад появился институт территориального планирования «Град». Мы, архитекторы, градостроители, урбанисты, по заказу органов государственной власти, регионов, мэрий придумываем, как строить города, как их развивать. Работаем по всей стране от Владивостока до ДНР, делаем документы, с которыми работают потом администрации городов. В них прописано, где в городе должен быть парк, где нужно построить жилые дома, где какая должна быть дорога. С чертежом того, как будет развиваться город, потом работает человек 500 в разных структурах администрации. Они на него смотрят и, основываясь на нем, принимают решения. Но на самом деле такой документ не единственный. В Омской области их порядка 3000. Каким мозгом нужно обладать, чтобы принять решение, основываясь на трех тысячах документов?! Разумеется, мы получаем в итоге противоречивые решения. Допустим, кто-то не учел, что Омскводоканал собирается в конкретном месте менять трубы и заказал там замену асфальта. В итоге через какое-то время предприятие ломает совершенно новое покрытие, чтобы выполнить запланированную замену сетей. Вся эта информация имеется в документах, просто они до сих пор прочитываются и оцениваются человеком.

Очень активно развивается история building information model, то есть моделирование зданий и конструкций. Это ни в коем случае не просто 3D-картинка, а модель, в которой все объекты – каждый гвоздь, каждая гайка, каждая бетонная плита и дверь – имеют свои свойства и характеристики. Нам это нужно для того, чтобы, собрав из этих гаек, гвоздей, плит и дверей дом, понять, что и как на него будет воздействовать, какой у него будет срок службы, что в нем сломается или загорится, если авария произойдет в конкретном углу при конкретной температуре. В качестве бонуса строители, по их словам, более тщательно составляют смету и получают 20%-ю экономию при строительстве.

Умный город

Менее известна, но, собственно, ей «Град» и занимается, сity information model – информационное моделирование городских пространств.

Умный город – это в первую очередь город, который принимает умные решения, не в угоду инвесторам, а в угоду всему городскому сообществу. Для Нижневартовска мы разработали 3D-портал, показывающий, какие решения в городе принимает администрация. Для каждого нового здания, которое появляется в планах развития, делается 3D-модель, она вносится на этот портал, и любой житель может посмотреть на нее, покрутить, оставить свой отзыв: нравится ему этот домик здесь, не нравится или в этом месте нужно что-то другое.

Как вы думаете, каким образом мэр любого города узнает о наличии мест в школах? Созывает совещание, ставит задачу перед руководителем департамента образования. Руководитель департамента собирает у себя совещание с руководителями отделов, на котором просит собрать информацию от начальников отделов. И так далее, а потом обратно. То есть для того, чтобы узнать простейшие вещи, у наших управленцев уходят дни, недели, а периодически и месяцы. А мы в 21 веке! Все эти данные легко могут быть оцифрованы и доступны – пусть и не всем – в онлайн-режиме. Собственно, мэр Нижневартовска больше бюрократией не занимается, у него есть дашборд, в котором собрана вся информация – буквально как в компьютерной игре.

Геомаркетинг

Мы упираемся в то, что нам всегда не хватает данных. В любой абсолютно области вы всегда сможете найти себя, если придумаете, как и какие дополнительные данные можно собирать. О болезнях, о машинах, о продажах, о чем угодно. За данные сейчас готовы платить большие деньги. Просто поймите, какие данные, кому и зачем нужны.

Вот несколько идей. Можно многое с города поднять благодаря машинному зрению. У нас появились сейчас велосипедные и пешеходные инструменты для того, чтобы снимать дворовые пространства, парки и так далее. Здесь может быть полезно многое: от нелегальных вывесок, за которые потом администрация радостно оштрафует всех, до криминальных ситуаций или выбоин на дороге. Незатейливую систему применяет, например, МЧС, ставя в лесу высокие столбы с камерами, которые работают в онлайн-режиме. Машинка определяет огонек, и сотрудники службы видят пожар еще до того, как о нем кто-либо сообщил. Мы можем следить за людьми, находить их для МВД. Сейчас же практикуется оплата лицом по биометрическим данным. Мы можем понимать, кто в магазин зашел, кто как пользуется нашим городом. То же самое касается вопроса транспортного моделирования: как определить, где же наконец построить дорогу, чтобы в городе пропали пробки. В первую очередь нужно понять, где, откуда и куда, когда, почему машины ездят сегодня.

Если вы вдруг не знаете, у нас в стране нет понятия коммерческой тайны. Не так давно Федеральная налоговая служба создала публичный портал, куда может зайти любой желающий и увидеть в городе каждый контрольно-кассовый аппарат, сколько денег через него прошло за любой интересующий вас период, посмотреть средний чек. По-моему, идеальный инструмент для маркетинговых исследований. Может быть вы придумаете, как тащить оттуда данные и продавать их предпринимателем, чтобы они выбирали локации
для своего будущего бизнеса с учетом расположения конкурентов, количества проживающих в районе, их платежеспособности и вкусов. Вообще, геомаркетинг – это практически пустой рынок, на котором нет предложений.

Сотовые операторы

Моя любимая игрушка, к сожалению, пока дорогостоящая (доступ в городе-миллионнике стоит порядка 20 млн рублей в сутки) – анализ данных сотовых операторов. По закону Яровой сотовых операторов обязали хранить все данные несколько лет. Сотовые операторы взвыли, закупили бешеные серверы и стали продавать данные, чтобы отбить вложения. Нарушения закона о персональных данных здесь нет: никто не сможет сказать вам, где и как вчера ходил конкретный Вася Иванов. Но я могу запросить общие данные. Симка при покупке регистрировалась, данные о пользователе внесены в базу. Сотовый телефон у каждого в кармане и раз в 3 секунды отправляет себе сообщение на ближайшую вышку для того, чтобы обеспечить лучшее качество связи.

Можно получить тепловую карту, как в конкретный день передвигались абоненты оператора, и дальше смотреть детально. Допустим, где пребывали абоненты в период с часа ночи до четырех утра – очень вероятно, что это будут места, где они проживают. С 11 утра до часу дня – там скорее всего место работы или учебы людей. Можно запросить информацию только о мужчинах возраста от 30 до 40 лет. С недавнего времени сотовые операторы стали анализировать еще и траты, которые проходят через телефон. Поэтому можно попросить показать на карте маршруты движения мужчин с определенным объемом трат в месяц. Подобную статистику можно использовать при транспортном моделировании, геомаркетинге и так далее.

Еще один замечательный источник данных – анализ фотографий с геопривязками в социальных сетях. Теория говорит нам, что если люди фотографируются в конкретной локации, наверное, там красиво. Кстати, этот критерий использует Минстрой Российской Федерации для оценки качества городской среды.

Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты “Коммерческие вести» от 15 мая 2024 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
дервиш 28 мая 2024 в 10:42:
Скажу больше, чего по факту нет: банковской и коммерческой тайны, персональных данных, сведений о личной жизни, места нахождения и неприкосновенности жилища. Вы когда-нибудь задумывались, зачем на дорогах установлены камеры слежения, где нет ограничения скорости?
читатель 27 мая 2024 в 10:34:
«у нас в стране нет понятия коммерческой тайны.» «Нарушения закона о персональных данных здесь нет?» — Это всё ломает ВСЮ подготовку спецов по информационной безопасности! ОНИ_ТО ЛОХИ ДУМАЮТ, что ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО — и коммерческая тайна ЕСТЬ?!!!!!!
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.