Все рубрики
В Омске среда, 4 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 106,1878    € 112,0200

Наши казаки: в Омск привезли выставку из Санкт-Петербургского Государственного Русского музея

5 ноября 2024 13:33
3
1456

Героев истории и ярких персонажей отечественного искусства увидят зрители на выставке «Казачество» (0+). 

Выставка не случайно экспонируется в Омске: одна из самых ярких страниц в истории казачества связана с освоением Сибири и именем Ермака. С 1808 года Омск является столицей Сибирского казачьего войска. Выставка уже побывала в южных регионах России, в столицах донского и кубанского казачества – ее показывали в Ростове-на-Дону и Краснодаре. 

Тема, востребованная временем, говорят в музее. Впрочем, сам Русский музей обращается к ней впервые. Но в его запасниках нашлось много произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, так или иначе показывающих быт и боевые подвиги казаков, самобытную казачью культуру. 

– У нас представлены Суриков, Серов, Поленов, Репин – имена первого ряда, – говорит заведующий фондом русской живописи второй половины XIX – начала XX века Государственного Русского музея Павел КЛИМОВ. – У Сурикова это этюды к картине «Покорение Сибири Ермаком», огромному, эпическому произведению. «Казаки в лодке» – это отдельная работа, хотя и написанная примерно в то же время. Важным художественным и историческим значением обладает цикл графических портретов казаков-ветеранов, выполненных Ильей Репиным в ходе работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Хотелось бы выделить и полотно «Бивуак казаков» Александра Орловского. Художник-романтик получил за эту картину звание академика, она была высоко оценена Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств. 

Ряд экспонатов связан с героическим участием казаков в Отечественной войне 1812 года и зарубежными походами русской армии. 

В XIX веке образы казаков постоянно присутствовали в произведениях батального и бытового жанра. Выразительные фигуры всадников стали визитной карточкой мастера малой пластики Евгения Лансере. 

Сцены казачьего жизни воспроизводились и на коллекционной посуде российских фарфоровых заводов, таких, как подмосковный завод Гарднера в Вербилках, Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург). 

Сюжеты казачьих песен стали благодатной темой для лубков, в том числе агитационных (в период Первой мировой войны). Здесь удачно соединились яркая традиция лубка и богатая фольклорная культура. 

Большой блок выставки строится вокруг фигуры императора Александра III, который, как известно, был одним из инициаторов создания Русского музея, а его коллекция легла в основу. Несмотря на свою миролюбивость, он получил военно-инженерное образование и как император был главнокомандующим, в чьем подчинении находились и казачьи войска. Художник Сергей Зарянко изобразил Александра еще в бытность его великим князем. На нем – генеральский мундир Лейб-гвардии Атаманского казачьего полка. 

В графической серии Степана Александровского нашли отражение колоритные образы камер-казаков супруги императора Марии Федоровны. Александр лично отбирал их, даже привозил с Дона. Так как прежде всего это была охрана, казаки должны были иметь грозный вид и при этом быть по-своему импозантными. 

Последний портрет императора Александра III был создан уже вскоре после его смерти известным художником Валентином Серовым. Стоит обратить внимание на одежду, в которой изображен император. Александр III не любил тесных мундиров, сковывающих человека, поэтому провел в армии казенную реформу, в том числе касающуюся обмундирования. Он сделал военную форму более свободной по примеру казачьей. И сам он на картине Серова «Портрет Александра III с рапортом в руках» одет в такую удобную форму с шароварами. 

К казакам в искусстве было отношение и как к фигурам романтическим, народным героям. Главными тут, конечно же, были Степан Разин и Емельян Пугачев. Разина можно увидеть в этюде Василия Сурикова, на полотне Александра Александрова «Стенька Разин», написанном по мотивам песни «Из-за острова на стрежень». 

– На тему этого сюжета пробовали писать многие художники, но не все довели задуманное до конца, – рассказывает Павел КЛИМОВ. – Эта тема была в частности заданием для учеников Императорской академии художеств. И вот Александров по своему эскизу написал в 1911 году большую картину. Очень романтическое и даже драматическое полотно: здесь мы видим и плачущую персидскую княжну, и Степана Разина, уже, по всей видимости, решившего ее участь. Это, безусловно, интересное полотно по виртуозности исполнения. Жаль, что судьба художника до сих пор точно неизвестна. Возможно, он сгинул в перипетиях революционного времени. Но зато в Русском музее осталась такая замечательная работа. 

В общей сложности на выставке представлено более ста произведений, относящихся к XVIII–XX векам. Увидеть выставку можно до 8 декабря в Музее имени М.А. Врубеля. 

Фото © Эльвира КАДЫРОВА



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Ответ 7 ноября 2024 в 17:45:
Во Врубеля на Ленина, 3.
не понял 7 ноября 2024 в 09:45:
Еще бы написали в каком музее экспонируется выставка.
Казак 5 ноября 2024 в 20:37:
Я там был. Хорошая выставка! Но мне не хватило Колчака там! Он же из казаков Бессарабии происходил, это доказал молдавский историк Сержиу Бакалов.
Показать все комментарии (3)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.