Предприниматели настаивают, что убрать маршрутки из центра города было ошибкой.
Представители Союза омских перевозчиков в отдельном материале разъяснили содержание своего открытого письма губернатору Омской области Виталию ХОЦЕНКО.
В письме они сетуют на подорожание ГСМ и запасных частей, на сокращение количества банков, в которых можно взять кредитные средства, и нехватку водителей, а также на «одномоментное изменение 18 маршрутов частных перевозчиков», что в сумме привело к сокращению доходной части перевозчиков:
– Деятельность частных перевозчиков разительно отличается от коммерческой деятельности любого сектора экономики, так как при изменении экономических условий и увеличении своих затрат любой бизнес автоматически повышает стоимость своего товара или услуги. Частные перевозчики лишены такой возможности. Мы не можем установить цену за проезд в общественном транспорте существенно выше утверждённой горсоветом цены за проезд для муниципального транспорта. На сегодня стоимость проезда – 25 рублей по безналичному расчёту и 30 рублей за наличный расчёт. Хотя все знают, что тариф на перевозку одного пассажира, который включает реальные затраты муниципального перевозчика, значительно выше: на сегодня тариф на поездки в автобусах составляет 48 рублей 85 копеек, а каждая поездка в троллейбусах и трамваях – 67 рублей 69 копеек.
Как уточняется в сообщении, в 2024 году регулируемый тариф на перевозку пассажиров в автобусах по муниципальным маршрутам планируется поднять ещё на 1,36 рубля до 50,21 рубля, а разница между тарифом и стоимостью за проезд для граждан компенсируется муниципальному перевозчику из городского бюджета:
– Муниципальные перевозчики, получая практически 100% дотации из бюджета города, полностью покрывают все свои затраты, а получая новые автобусы по различным федеральным программам, существенно экономят свои доходы. Частные же перевозчики, работая с ними на одном рынке, лишены такой поддержки. И ГСМ, и запчасти, и ремонт, и новые автобусы частные перевозчики приобретают из собственных средств. Неудивительно, что наш сектор, не выдерживая недобросовестной конкуренции, постепенно сокращается. Но кому от этого лучше?
Есть там и возмущение работой городских чиновников:
– Департамент транспорта ещё в начале года призвал частных перевозчиков постепенно заменять автобусы малого класса на автобусы среднего класса. Несмотря на то, что автобусы среднего класса в три раза дороже маршруток, некоторые частные перевозчики в кредит или в лизинг всё же приобрели автобусы среднего класса в надежде, что смогут перейти на работу по регулируемым тарифам, и тоже рассчитывали получать (пусть хоть и небольшую) компенсацию из бюджета. Но администрация города не переводит маршруты (хотя бы те, где куплены автобусы среднего класса) частных перевозчиков на регулируемый тариф, мотивируя тем, что это увеличит затраты бюджета. А значит, убытков у частных перевозчиков будет ещё больше.
Частные перевозчики уточняют, что за прошедшие пять месяцев город потерял восемь маршрутов, а на остальных количество автобусов также сократилось – почти 300 автобусов малого класса ушли из города:
– Кто выиграл от этой «реформы»? Пробок меньше не стало, это признают все. Экология лучше не стала. Больше всех пострадали омичи, которые пользовались этими маршрутами. Неудивительно, что пассажиры до сих пор высказывают своё недовольство и призывают власть признать ошибкой своё решение о переносе маршрутов из центра на другие улицы города. Ведь именно в центре города находятся основные пересадочные остановки, которые связывали все районы города.
Напоследок авторы задаются вопросом:
– Почему при постоянных реляциях об улучшении транспортной сети и приобретению всё новых и новых автобусов всё хуже и хуже работает сама структура общественного транспорта в миллионном городе?
Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих вестей»