12 мая Городской музей «Искусство Омска» презентовал проект Евгения ГРУЗДОВА «Игра в игру».
Напомним, что премьера этого проекта состоялась в рамках «Ночи музеев» 2013 года в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, органично вписавшись тогда в тематическую выставку-игру «Ночь в Зазеркалье: Сны Алисы». Именно там зрители впервые увидели некоторые экспонаты личной коллекции карт Евгения.
Нынешняя выставка — продолжение разговора со зрителем об Игре. Начиная разговор о своём проекте, Евгений подчёркнул:
— Человек не может не играть. Мы играем неосознанно и сознательно, в одиночку и группами, на показ и втайне, — чтобы научиться, чтобы развлечь, чтобы получить удовольствие. За тысячи лет человек придумал множество игр. Есть игры, которые намного больше, чем то, что они есть.
Пример тому — шахматы и карты. Так исторически сложилось, что на протяжении своей тысячелетней истории и шахматы, и игральные карты служили отражением устройства нашего мира, являлись символической проекцией глобальных общественных и политических процессов.
Родина шахмат (как и родина карт) доподлинно не известна — в научном мире имеются разные точки зрения. Шахматы пришли в Европу в средневековье из арабских стран и стали игрой для знати. Интересно, что в 12 веке умение играть в шахматы было непреложным условием для получения рыцарского титула. Именно в это время процесс игры становится сюжетом для живописных, мозаичных или витражных воплощений.
С конца XVII — середины XVIII века, в эпоху Просвещения, шахматы приобретают популярность в буржуазных кругах. Это и приятный способ времяпрепровождения в дружеском или семейном кругу, и тренировка интеллекта.
А с конца XIX — начала XX века шахматы покидают стены буржуазных гостиных и становятся массовым увлечением. Увлечением рабочего класса — в том числе:«Королевская игра превратилась в рабоче-крестьянскую, но осталась интеллектуальной» (Виктор Корчной). Вскоре марксисты стали использовать шахматы как политический инструмент. Затем и другие политические партии — например, национал-социалисты в Германии, — стали использовать в идеологической работе и пропаганде именно шахматы. Как пик роли шахмат на политической арене можно рассматривать матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года между Спасским и Фишером в Рейкьявике в разгар «холодной войны».
В наше время шахматы давно вытеснены из политики. Виной всему — искусственный разум. Компьютер в 1997 году одержал победу над чемпионом мира по шахматам Гарри КАСПАРОВЫМ, и этот момент — поворотный в истории шахмат.
Свои особенности имеет и история карт. В каждом государстве карты несли отпечаток собственной культуры и отражали жизнь в рисунках, расположенных на «лице» и «рубашке». Вначале к картам власти были лояльны, но затем за них стали преследовать, поскольку суеверия связывали карточные манипуляции (особенно гадания) с колдовством. В 1254 году карточную игру запретили во Франции. Это — первое документальное свидетельство распространения карт в Европе. В 1392 году шут короля Карла VI нарисовал карточную колоду. В ней было всего 52 карты — не было четырех дам. Лишь через столетие итальянские художники начали изображать на картах мадонн.
За века колода карт неоднократно трансформировалась. Старинные карточные игры были более сложными — кроме 56 привычных нам карт в них имелись 22 «старших аркана», которые присутствуют в картах Таро и в наши дни. 22 работы из коллекции музея в данной экспозиции очень точно представляют 22 вышеупомянутых аркана. Не станем раскрывать всех тайн и интриг, созданных авторами проекта — оставим радость этих открытий для посетителей выставки, например, 20 мая, в «Ночь музеев», когда зрителей будет ждать необычная программа, включающая в себя рассказ экскурсоводов об истории шахмат и карт с настоящими гаданиями на картах Таро в завершение.
По словам Евгения ГРУЗДОВА,«шахматы выражают противоборство двух начал мира, иерархичность. Карты выражают четверочастное устройство мира (четыре стороны света, четыре времени года, четыре темперамента...), здесь уже нет противоборства (на руках могут оказаться любые карты), здесь — взаимодействие».
За несколько веков существования сформировались определённые каноны карточных персонажей и шахматных фигур, а также конкретные правила игры. Но если карты и шахматы — отражение жизни, метафорическая модель мира, то почему бы не показать, насколько разные стороны мира могут быть проявлены через них? Таким образом автор проекта приглашает зрителя к иному взгляду на игру, демонстрируя метафорическое моделирование мира в дискурсе карточных игр и шахмат.
Вниманию зрителей представлено около 100 карточных колод из частной коллекции. Наиболее интересны редкие экземпляры. Например, несколько колод, выполненных самим коллекционером, художником, автором этого проекта Евгением ГРУЗДОВЫМ.
Евгений рассказал, что когда начал создавать свою коллекцию и постепенно изучал тему игральных карт, обнаружил в художественных решениях множество концептуальных несовершенств и неточностей в деталях. Возникло желание что-то улучшить, а что-то — и заново создать. Так появились эти 9 колод. Некоторые из них увидели свет — были изданы и по сей день тиражируются, а некоторые были сделаны для себя, существуют в единственном экземпляре и не предполагают тиражности.
Отметим самые интересные: «Спортивные», «Циклы», «Волшебник Изумрудного города», «Кубики», «Паркет» с их остроумным решением. Особого внимания заслуживают «Геральдические». Идея их создания у автора возникла, когда обнаружилось, что в уже существующих картах с этой тематикой не была реализована геральдическая иерархия.
По словам Евгения, «в этой колоде — всё на своих местах. Здесь используются реальные геральдические атрибуты — короны, мантии, скипетры — они находятся за щитом, а рисунками в щите обыгрываются традиционные знаки четырех мастей: «буби» — французская имперская геральдика, «пики» — английская геральдика, «крести» — католическая геральдика, «черви» — испанская геральдика».
Следует остановиться ещё на одном уникальном экспонате — это колода карт омского микроминатюриста Анатолия КОНЕНКО. К ней прилагается сертификат Книги рекордов России, подтверждающий, что это самые маленькие карты в стране и в мире.
В экспозиции также представлены шахматы. Интересен набор керамических шахмат «Птицы и рыбы» — дипломная работа Татьяны ЕМЕЛЬЯНОВОЙ.
Выставка ждёт посетителей до 25 мая в Городском музее «Искусство Омска» (ул.Декабристов, 121) и приглашает провести «Ночь в музее» 20 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ