Правительство региона призывает омичей к профилактике заболеваний и ЗОЖ вместо того, чтобы системно развивать здравоохранение?
В последнее время внимательное ознакомление с официальными сообщениями Министерства здравоохранения Омской области оставляет после себя удручающее и непреходящее впечатление: ведомству и его кураторам самим не помешала бы профессиональная помощь, причём экстренная.
Объясню на примерах постов, которые публикуются от имени пресс-службы Минздрава Омской области в «Пресс-релизной» телеграма — канале для журналистов. Нет, они не про строительство деревенских фельдшерско-акушерских пунктов, не про закупки медицинского оборудования, на которые постоянно жалуются в антимонопольную службу, не про наличие лекарств в местных аптеках, не про возможную коррупцию в больницах или что-то ещё насущное, действительно способное волновать омичей и, в отдельности, нас, журналистов, которые обязаны читателей информировать о происходящем в регионе.
Вместо этого Минздрав предпочитает ежедневно щекотать нам нервы тремя типами релизов. К первому относятся душераздирающие истории из операционной, непременно сопровождающиеся соответствующими теме фотографиями. Безусловно, мы искренне восхищаемся тяжёлым трудом врачей и рады за людей, которым наши доктора смогли помочь. Однако многочисленные изображения пудовых опухолей — крайне сомнительные варианты для иллюстрации статей в прессе.
Второй тип релизов Минздрава Омской области тщится конкурировать с предыдущим. В них, к счастью, уже нет фотографий и всё также нет имён пациентов, но зато странно неуместной лирики хоть отбавляй:
«Темнело. На очередном вызове в частном секторе в сумерках, врач-педиатр никак не может открыть калитку, звонка на заборе нет. — Стали аккуратно вдвоём давить, пару минут боролись с дверью, вдруг резко калитка распахнулась, мы в сугроб. Все в снегу, и злость берёт, и смешно. Но кто помог открыть — непонятно. Тут из-за калитки выглядывает... кто бы вы думали? Пони! И ржёт от души. В общем минут пять все смеялись дружно: пони, люди... Раздражение прошло».
«Фельдшер «скорой» шёл утром на работу, на советскую подстанцию. Однако в этот день на реанимобиле ему суждено было ехать в качестве пациента: на медика по пути — с его слов — напали и ударили ножом. Ранение могло стать фатальным, счёт шёл практически на минуты. Благодаря совместным слаженным действиям бригады абдоминальных и торакальных хирургов жизнь пациента удалось спасти».
«Рано утром, по дороге на работу врач-педиатр городской поликлиники №10 обнаружил лежащую на дороге женщину. Люди по привычке проходили мимо, но врач есть врач. — Как Вас зовут, моя хорошая? Что случилось? — спросил доктор. Помощь потребовалась 75-летней бабе Тане, как представилась женщина. По дороге на почту для оплаты услуг ЖКХ ей стало дурно, закружилась голова, давление поднялось до 190/100 мм рт.ст.».
Доказать, что эти истории имели место в реальности невозможно. Да и, в принципе, не нужно, поскольку эти тексты в СМИ всё равно незачем использовать — вряд ли кому-то интересны хирургические зарисовки про анонимов. Сильно смущает другое: защитный цинизм докторов в рассказах о страданиях и горе, уместный в ординаторской, выглядит довольно нелепо в исполнении молодых чиновниц, которые считают онкологические заболевания и попадания в реанимацию поводом для «забавного» релиза.
Третий тип опусов наиболее безобиден, но ничуть не менее бесполезен вышеперечисленных: посвящённый какому-нибудь немедицинскому празднику или памятной дате. И если освещение Всемирного дня борьбы против рака как раз понятно, то вопрос, зачем Минздрав всё-таки рассказывает, к примеру, о Дне сурка с советами в духе «будьте открыты для новых событий и знакомств» (реальная цитата из релиза), остаётся риторическим. Правда, всё это комментировала заместитель главного врача наркологического диспансера, что в принципе органично выглядит уже в почти любом тексте от министерства.
Все эти релизы объединяют не только глубоко неэтичный, на мой взгляд, подход как к героям постов, так и потенциальным (и, к сожалению, вынужденным) читателям, но самое главное — отсутствие для прессы практической ценности. Нам попросту нечего обработать и передать нашей аудитории. Более того, большинство распространяемых в медийных каналах релизов омский Минздрав на своём официальном сайте не обнародует. Неудивительно — подобное просто стыдно.
Но все ли регионы подходят к вопросу освещения работы ключевых ведомств правительства в подобном ключе? Сравним последние новости (ещё раз повторю: бурная фантазия авторов омских релизов оседает только в телеграме) на портале Министерства здравоохранения Омской области и Министерства здравоохранения Новосибирской области. «В Новосибирской области расширяют диагностические возможности поликлиник»; «В Новосибирской области создана единая система лечения пациентов с хронической сердечной недостаточностью»; «Два новых гастроэнтерологических отделения открыли в больницах Новосибирска». А у нас? «Советы родителям от детского стоматолога»; «Как сохранить здоровье полости рта»; «О важности скрининга онкологических заболеваний»; «Курение – фактор риска онкологических заболеваний».
Видите разницу? Хорошо, ещё один пример — из Свердловской области. «Обследование молочных желёз для пациентов ГКБ №14 Екатеринбурга стало доступнее»; «Врачи Верхней Салды усилили работу по диагностике онкопатологий благодаря цифровому маммографу»; «Более 900 благодарных пациентов каждый день: в поликлинике Нижнего Тагила завершён капремонт»; «В ЦГБ №7 Екатеринбурга появился автомобиль для оказания паллиативной помощи на дому».
Как видим, уровень вложений в развитие здравоохранения других сибирских регионов не сопоставим с омским. Что очевидно доминирует в сообщениях Минздрава Омской области? Призывы к населению вести здоровый образ жизни. Действительно, а что ещё нам остаётся, если мы не способны похвастать запуском новых инновационных направлений или сколько-нибудь серьёзной модернизацией существующих медицинских активов?
В целом, складывается впечатление, что развлекательными текстами министерство региональной политики и массовых коммуникаций Омской области — а именно ему, как мы понимаем, подконтрольно позиционирование других блоков правительства — стремится отвлечь внимание от отсутствия серьёзных достижений. Отсюда, видимо, и «позитивное» пустословие в пресс-релизах.
<pФото © скрин из Telegram-канала министерства здравоохранения Омской области</p