В этом им поможет роман "Двенадцать стульев"
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась очередная долгоиграющая экспозиция — "12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии". Выставка расположилась во всех шести залах Генерал-губернаторского дворца, и будет работать в течение двух лет. Оформление залов и фирменный стиль создал Дамир МУРАТОВ — омский художник-концептуалист, известный ироническим взглядом на повседневную жизнь.
В популярно-тематической экспозиции – мебель, картины, посуда, предметы интерьера из дореволюционных коллекций московской и петербургской знати. Есть даже вещи, принадлежавшие представителям императорской династии.
Отличие проекта от других выставок классического искусства состоит в стремлении максимально показать все собрание западноевропейской живописи с помощью шпалерной развески (картины располагаются в три – четыре ряда от пола до потолка). Вообще же экспозиция воссоздает быт богатого особняка, и дает представление о том, как мог выглядеть когда-то и сам дворец генерал-губернатора Западной Сибири. Подробных фотографий, увы, не сохранилось.
— Главное, эту выставку мы сделали для людей, — говорит куратор проекта Иван ГОЛЬСКИЙ. – Ведь художественный музей в определенном плане богемен. Это элитарное заведение, пространство интеллектуальной игры. Порою это становится главной претензией к нам. А сегодня все-таки люди идут сюда за расслаблением, за тем, чтобы посмотреть на элементы красивой жизни. Ведь перед нами не просто музейные экспонаты, а то, что наполняло чью-то жизнь радостью. На этих стульях сидели, из этой посуды пили и ели. Мы подобрали такие вещи, которые восхитят зрителей. Наш первый директор Федор Васильевич МЕЛЕХИН просил присылать из центральных музейных фондов больше импозантных, декоративных вещей. Он говорил, что здесь еще не налажено обучение, что вкус надо воспитывать. И сегодняшняя выставка – это определенный поклон нашим предшественникам.
Выставка помогает вспомнить, что данный музейный корпус именно дворец. А обращение к известному роману И. ИЛЬФА и Е. ПЕТРОВА «Двенадцать стульев» (цитаты можно встретить повсюду) тоже не случайно. Роман написан в 1927 году, омский музей открылся в 1924-м. Это было время перераспределения материальных и художественных ценностей, время поисков спрятанных кладов. Даже на сидении тронного кресла императрицы Александры Федоровны виден т-образный надрез – след поиска сокровищ.
Посетителям выставки предстоит найти не золото и бриллианты. Их вниманию предлагаются удивительные вещи, некоторые из которых экспонируются впервые. Например, полутораметровая ваза жардиньер Санкт-Петербургского императорского фарфорового завода (1845 – 1855 гг.). Жардиньер – от французского jardin – сад. По сути, это садовый горшок, в котором росли цветы. Своего часа ваза прождала 92 года (она прибыла в Омск сломанной), а кропотливая реставрация длилась около двух лет.
В экспозиции есть великолепные часы-орган XVIII века. К сожалению, без циферблата и без мехов и труб. Они не звучат. Но сама фантазия создателей – соединить напольные часы и музыкальный инструмент – поражает. Кстати, часы входили в первую музейную экспозицию 1924 года, и сегодня они стоят на том же самом месте.
Розовый туалетный набор, на первый взгляд, не представляет из себя ничего особенного. Но за ним скрывается история любви императорской дочери Марии Николаевны и герцога Н.Н. ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО. Именно наблюдая за этой историей, Лев ТОЛСТОЙ написал свой роман «Анна Каренина».
Выставка включает в себя много подобных «жемчужин». Чтобы донести их до зрителей, музейные работники сами не раз становились на путь искателей сокровищ – получив безымянный экспонат, они долго собирали информацию о нем. Когда коллекция Омского музея изобразительных искусств только начинала формироваться, на многих произведениях значилось: «неизвестный мастер», «неизвестная работа». Сегодня коллекция музея огромна, и в ней почти не осталось анонимов.
Фото автора