Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Омский музей имени М.А. Врубеля возвращает зрителей в СССР

13 мая 2021 09:35
0
3568

В Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка «Век незавершенных утопий. Официальное советское искусство». 

Утопии – это, конечно же, «этапы большого пути»: замах на строительство социализма, коммунизма… демократического общества. Экспозиция поделена на хронологические блоки, она начинается с 1920-х годов и заканчивается 1990-ми.

Интерес к советскому искусству сегодня огромен. Для кого-то это ностальгические воспоминания о прошлом, для кого-то – попытка узнать, как жили люди в стране, которую они уже не застали. Тем не менее, искусствоведческие критерии здесь очень зыбкие, считает куратор выставки специалист экспозиционно-выставочного отдела, философ, культуролог Вадим САВЕЛЬЕВ.

– Те, что когда-то были, уже устарели, – говорит он, – а новые пока не до конца выработаны. Эти критерии можно выработать только в том случае, если мы рассмотрим советское искусство как некую целостность. И вот сейчас, на этой выставке, мы пытаемся ответить на многие вопросы относительно изобразительного искусства советского периода. Мы хотим открыть зрителям наши фонды и сами понять, что в них находится.

Омский музей имени М.А. Врубеля обладает значительным собранием живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства периода СССР. Долгое время он показывал лишь малую часть этого наследия – на кратковременных выставках. Для большой, постоянной не было места. С открытием Центра «Эрмитаж-Сибирь» появились новые экспозиционные площади. И сейчас, в двух залах, расположилась выставка, которая на примере 150 произведений из коллекции музея знакомит посетителей с основными культурными и художественными тенденциями эпохи.

Несмотря на то, что показывается официальное советское искусство (а другого тогда и не существовало – любой художник был встроен в систему), оно тоже очень разное. В 1920-е годы – еще не обремененное соцзаказом, несущее на себе влияние авангарда и модерна.

И хотя уже появляются монументальные скульптуры вождей, рядом находится «домашняя», в чем-то наивная пластика. Например, деревянная композиция Петра ТЕРЕНЬТЕВА «Ходоки у Ленина».

1960-е годы олицетворяют собой «суровый стиль» – масштабные полотна с изображением строек и производственных процессов, обращение к еще свежей военной теме.

При этом некоторые авторы остаются верны классическим ориентирам: мы видим натюрморт Петра КОНЧАЛОВСКОГО «Зайцы и глухари», лирические пейзажи Валентина КУКУЙЦЕВА («Весна») и Тимофея КОЗЛОВА («После дождя»). Омские художники, кстати, представлены в экспозиции наравне со всесоюзными мастерами.

В 1970-е – 1980-е годы в изобразительное искусство приходит бытовой жанр, допускающий отсутствие в художественных произведениях идеологической составляющей. Яркий пример этому – картина Виталия ТЮЛЕНИНА «Вечер в лесничестве». Ее герои сидят в лесной сторожке, чистят грибы, смотрят по телевизору эстрадный концерт, а вокруг дома – небо и звезды, создающие психоделическую ауру.

Завершающая часть экспозиции – «перестроечное» искусство. Оно еще советское, но в нем уже возникает множество непопулярных ранее тем (эротика, социальная критика, изображение материального достатка), философия и символизм. В этом разделе никак не пройти мимо скульптуры Натальи ЦЫГАНОВОЙ «Судьба». Сломанная кукла лежит на огромном игральном кубике – как человеческая жизнь, принесенная в жертву азарту.

Многие работы, представленные на выставке, демонстрируются впервые. В их числе два масштабных полотна – «Экскурсия детей на завод» Льва ГОЛЬДЕНБЕРГА и «Авроровцы» Анатолия ЛЕВИТИНА, поступившие в музей в 1984 году и с тех пор хранившиеся на валах. Никогда ранее не демонстрировалась и картина Вячеслава МАРИУПОЛЬСКОГО «В жизнь», натюрморты Алексея ЖАБСКОГО («Натюрморт с пакетом», «Скромный ужин», «Ветка вишни»), которые можно назвать «советской Голландией».

Вообще, тех, кто представляет себе советское искусство по нескольким растиражированным образцам, ждет немало удивительных открытий.

Напомним, экспозиция будет постоянной, но периодически изменяемой. Во-первых, для того, чтобы можно было показать весь фонд. Во-вторых, графические работы, по условиям хранения, позволительно демонстрировать лишь в течение трех месяцев.

Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Омский государственный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «То ли банковская почта, то ли почтовый банк»

Аня, проба пера и старинные тени. 

13 декабря 22:30
0
199

Просто наступила зима

13 декабря 15:03
1
598

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.