Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

От Османа до Ататюрка, или Зачем художнику блендер

29 июля 2021 13:39
0
4173

В омском Музее Кондратия Белова показывают удивительные авторские работы, посвященные Турции. 

Свою персональную выставку «Турецкий альбом» зрителям представил омский график Владимир ЕРОШКИН. Удивительно, но для обладателя многих званий и наград (среди них – заслуженный деятель культуры РФ, действительный член Петровской академии, кавалер орденов «За пользу Отечеству» и «Рыцарь науки и искусств») это первая персональная выставка в родном городе.

Как художник Владимир Федорович владеет разными графическими техниками: мягкий лак, сухая игла, цветной офорт, монотипия. Авторская техника, в которой выполнено большинство его сегодняшних работ, отличается тем, что в ней используется бумага ручного отлива, которую художник изготавливает сам. На выставке Владимир ЕРОШКИН представляет произведения, созданные в Турции, где он прожил пять лет. 

Берег турецкий стал ближе по причине замужества дочери. ЕРОШКИНЫ приобрели квартиру в Анталии по соседству, стали помогать нянчить внуков. Незнакомая страна поразила Владимира Федоровича гостеприимством, а еще – самобытной культурой, традициями, историей. Все это нашло отражение в его творчестве.

– Я там немножко узнал о султанате, – рассказывает ЕРОШКИН. – Сделал несколько работ с изображением султанов – по историческим зарисовкам, иногда какие-то собирательные образы. Вообще постарался отразить историю Турции, даже в том же портрете ПУШКИНА. Ведь Александр Сергеевич приезжал туда, хотя царь не давал разрешения, так как шла русско-турецкая война. Но ПУШКИН пробрался окольными путями и все увиденное описал позже в произведении «Путешествие в Арзрум».

Портрет поэта сделан в технике коллажа с рисунком коричневым карандашом, так же, как и портрет первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля АТАТЮРКА.

А вот портреты султанов (Османа I – основателя Османской империи, Мехмеда II, известного как Магомет Завоеватель, Сулеймана I – покровителя поэтов и художников) выполнены на авторской бумаге с помощью тиснения и колеровки маслом, отчего выглядят старинными восточными миниатюрами.

– Там, где я жил, была проблема с бумагой и вообще с художественными материалами, – продолжает рассказ Владимир ЕРОШКИН. – Чтобы их купить, надо было далеко ехать. Я один раз съездил, потом думаю: нет, буду делать бумагу сам. Я беру обрывки газет, каких-то упаковок, перемалываю все в блендере. Потом эту кашицу выкладываю на форму, а форма уже имеет свой определенный рельеф. После застывания переворачиваешь – рельеф остается. Берешь краску, колеруешь, аккуратно вытираешь верхний слой. Таким образом, получается и глубина, и оттенок. И авторская бумага еще подчеркивает архаичность работ.

Особое место в «Турецком альбоме» занимают каллиграфические композиции на основе четырех арабских шрифтов, или, как их еще называют – почерков. Это куфа, сулюс, насх, мухаккак.

– Они чуточку разные, но все очень красивые, – говорит Владимир Федорович. – Например, один более прямоугольный, геометрический, другой – растянутый вверх, третий – с изогнутыми деталями. Конечно, то, что я здесь изобразил, – это вольная копия тех шрифтов. К сожалению, сейчас в Турции практически не пишут арабской каллиграфией, все перешли на латиницу. Только иногда она применяется в качестве украшения.

В композициях ЕРОШКИНА из вязи букв рождаются визуальные образы: людей, животных, растений.

На открытии выставки автора поздравляли друзья и коллеги. Многие отмечали, что увидели его совершенно по-новому. А он улыбался в ответ: художник должен быть разным, порой неожиданным, должен меняться.

– Я знаю Владимира давно, – поделилась Татьяна КОЛТОЧИХИНА. – И раньше его работы были пропитаны российской культурой, где-то даже православием. Они были сложные, многозначные, наполненные содержанием. Здесь я тоже вижу знаковость, но я вижу культуру другой страны, новую технику. И вот эти орнаменты, превращающиеся в фигуры – на самом деле это очень непросто сделать. Но это удалось. Думаю, взаимное проникновение двух культур в творчестве художника подарит нам еще немало интересных моментов.

Выставка «Турецкий альбом» будет работать до 30 августа.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Датская почва»

Издательство КоЛибри; Азбука-Аттикус выпустило книгу Рейда МИТЕНБЮЛЕРА «Жажда жить: Девять жизней Петера Фройхена» (М.; 2024 год; 480 стр.; тираж 3000 экз.)

25 апреля 22:21
0
453

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.