В омском Музее Кондратия Белова показывают удивительные авторские работы, посвященные Турции.
Свою персональную выставку «Турецкий альбом» зрителям представил омский график Владимир ЕРОШКИН. Удивительно, но для обладателя многих званий и наград (среди них – заслуженный деятель культуры РФ, действительный член Петровской академии, кавалер орденов «За пользу Отечеству» и «Рыцарь науки и искусств») это первая персональная выставка в родном городе.
Как художник Владимир Федорович владеет разными графическими техниками: мягкий лак, сухая игла, цветной офорт, монотипия. Авторская техника, в которой выполнено большинство его сегодняшних работ, отличается тем, что в ней используется бумага ручного отлива, которую художник изготавливает сам. На выставке Владимир ЕРОШКИН представляет произведения, созданные в Турции, где он прожил пять лет.
Берег турецкий стал ближе по причине замужества дочери. ЕРОШКИНЫ приобрели квартиру в Анталии по соседству, стали помогать нянчить внуков. Незнакомая страна поразила Владимира Федоровича гостеприимством, а еще – самобытной культурой, традициями, историей. Все это нашло отражение в его творчестве.
– Я там немножко узнал о султанате, – рассказывает ЕРОШКИН. – Сделал несколько работ с изображением султанов – по историческим зарисовкам, иногда какие-то собирательные образы. Вообще постарался отразить историю Турции, даже в том же портрете ПУШКИНА. Ведь Александр Сергеевич приезжал туда, хотя царь не давал разрешения, так как шла русско-турецкая война. Но ПУШКИН пробрался окольными путями и все увиденное описал позже в произведении «Путешествие в Арзрум».
Портрет поэта сделан в технике коллажа с рисунком коричневым карандашом, так же, как и портрет первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля АТАТЮРКА.
А вот портреты султанов (Османа I – основателя Османской империи, Мехмеда II, известного как Магомет Завоеватель, Сулеймана I – покровителя поэтов и художников) выполнены на авторской бумаге с помощью тиснения и колеровки маслом, отчего выглядят старинными восточными миниатюрами.
– Там, где я жил, была проблема с бумагой и вообще с художественными материалами, – продолжает рассказ Владимир ЕРОШКИН. – Чтобы их купить, надо было далеко ехать. Я один раз съездил, потом думаю: нет, буду делать бумагу сам. Я беру обрывки газет, каких-то упаковок, перемалываю все в блендере. Потом эту кашицу выкладываю на форму, а форма уже имеет свой определенный рельеф. После застывания переворачиваешь – рельеф остается. Берешь краску, колеруешь, аккуратно вытираешь верхний слой. Таким образом, получается и глубина, и оттенок. И авторская бумага еще подчеркивает архаичность работ.
Особое место в «Турецком альбоме» занимают каллиграфические композиции на основе четырех арабских шрифтов, или, как их еще называют – почерков. Это куфа, сулюс, насх, мухаккак.
– Они чуточку разные, но все очень красивые, – говорит Владимир Федорович. – Например, один более прямоугольный, геометрический, другой – растянутый вверх, третий – с изогнутыми деталями. Конечно, то, что я здесь изобразил, – это вольная копия тех шрифтов. К сожалению, сейчас в Турции практически не пишут арабской каллиграфией, все перешли на латиницу. Только иногда она применяется в качестве украшения.
В композициях ЕРОШКИНА из вязи букв рождаются визуальные образы: людей, животных, растений.
На открытии выставки автора поздравляли друзья и коллеги. Многие отмечали, что увидели его совершенно по-новому. А он улыбался в ответ: художник должен быть разным, порой неожиданным, должен меняться.
– Я знаю Владимира давно, – поделилась Татьяна КОЛТОЧИХИНА. – И раньше его работы были пропитаны российской культурой, где-то даже православием. Они были сложные, многозначные, наполненные содержанием. Здесь я тоже вижу знаковость, но я вижу культуру другой страны, новую технику. И вот эти орнаменты, превращающиеся в фигуры – на самом деле это очень непросто сделать. Но это удалось. Думаю, взаимное проникновение двух культур в творчестве художника подарит нам еще немало интересных моментов.
Выставка «Турецкий альбом» будет работать до 30 августа.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ