Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

«Мы подопытные кролики, которые должны мотивировать людей вакцинироваться»

27 ноября 2021 09:28
4
4923

Как государство возложило на бизнес мотивирующую функцию тотальной вакцинации. 

Девятого ноября состоялось заседание омского экономического оперативного штаба по вопросам мониторинга рисков возникновения проблем в экономике и принятия мер для стабилизации экономической ситуации. На повестке дня были промежуточные итоги введения QR-кодов в регионе. Расшифровываю имеющуюся в распоряжении редакции почти двухчасовую аудиозапись мероприятия – СМИ на подобные мероприятия почему-то не приглашают.

Первой выступила Ирина БАРАНОВА, заместитель министра экономики Омской области:

– Сегодня 11-й день запуска системы QR-кодов в регионе. На принятие такого решения повлияло совещание президента страны с членами правительства от 20 октября. Были даны прямые поручения главам регионов и местным отделениям Роспотребназора обеспечить введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23.00 до 6.00. Были также даны рекомендации ограничить допуск в отдельные организации по списку – только при наличии QR-кода о вакцинации.

Чиновница уточнила, что распоряжениями губернатора Омской области 136-р и 139-р система QR-кодов и была введена. С 30 октября ограничения заработали для девяти сфер (учреждения культуры, спорта, кинотеатры, аквапарки, бассейны, гостиницы). С четвертого ноября в список попали гипермаркеты, супермаркеты, объекты общественного питания, торговые центры, салоны красоты.

По словам БАРАНОВОЙ, 760 объектов (600 конкретно в Омске, остальные, судя по всему, в области) попали под удар запрета работы ночью. 85% учреждений оказались вынуждены пускать к себе гостей только по QR-коду. Это если говорить конкретно об общепите. 150 торговых центров (50 тысяч бутиков, не имеющих отдельных входов и не торгующих продуктами) постигла та же участь:

– По отзывам руководителей этих предприятий, ущерб очень большой. Данные за девять месяцев этого года по сравнению с доковидным периодом 2019 года говорят о том, что услуги общепита так и не восстановились. Хотя в целом по России те же самые показатели демонстрируют рост. Обороты розничной торговли снизились в Омске на 12%.

Нет худа без добра – объяснила чиновница – количество вакцинированных увеличилось на 26%. БАРАНОВА уверила, что в предприятия были разосланы памятки, как взаимодействовать с клиентами в новых условиях. За основу берется опыт других регионов – в 60 из них уже активно применяются QR-коды.

Заместитель главного государственного санитарного врача по Омской области Александр НИКИТИН отметил ухудшение эпидемиологической ситуации в регионе – по отношению даже к прошлой неделе +15% заболевших коронавирусной инфекцией. Обстановка, мягко говоря, неблагополучная, сказал он: «QR– коды – это необходимость, реалии сегодняшнего дня». Министр региональной безопасности Омской области Андрей КОНДИН деликатно напомнил про действие масочного режима, ответственность за соблюдение которого (в отношении сотрудников и клиентов) также ложится на плечи предпринимателей.

Юрий ГЕРАСИМЕНКО, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области, заявил, что бизнес непостоянного спроса – например, предприятия общепита, – ответственно подошел к совладению с пандемией, предпринимая все предписываемые ему требования по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм. Он предложил разрешить ресторанам работать в ночное время в качестве компенсации за снижение посещаемости после введения QR-кодов:

– Предприниматели уже очень серьезно финансово вложились в борьбу с ковидом. Как долго будут действовать QR-коды? Субъект РФ может от них и отказаться – это рекомендации главы государства, а не императивные нормы.

Правда, уже после совещания в Госдуму РФ внесли правительственный законопроект как раз о повсеместном внедрении в России QR-кодов. Теперь, чтобы зайти в кафе, торговый центр, посетить выставку или театр, приобрести международные и междугородные авиа– и железнодорожные билеты, нужно будет предъявить в электронном или печатном виде QR-код, подтверждающий вакцинацию. Мера вроде как временная – действие законопроектов об ограничениях рассчитано на период с 1 февраля по 1 июня следующего года.

ГЕРАСИМЕНКО подчеркнул, что весь жар положения бизнес принял на себя, при этом никаких программ его поддержки не предусмотрено. Предприниматели до сих пор сталкиваются с антипрививочниками и не имеют права принуждать своих сотрудников к вакцинации:

– Спасибо, безусловно, региональному минэкономики за титаническую работу – подготовку рекомендаций. Однако я, не вставая с места, могу привести десятки примеров, когда нет однозначного ответа, как поступить менеджменту бизнеса в части QR-требований. Давайте назову пару. Например, работник привился, но у него нет доступа к Госуслугам. Еще один, который не указывается в распоряжении губернатора и не описывается в методических рекомендациях, – многие привлекают на работу старшеклассников, которым нет 18. Фастфуды часто находятся в местах, куда вход без QR-кода запрещен. Мне предприниматели задают эти вопросы, а я не могу на них ответить, не могу знать, как поведет себя Росгвардия, полиция, Роспотребнадзор, Министерство региональной безопасности. Я понимаю, что распоряжение главы государства требовало оперативного реагирования, но все-таки необходимо советоваться с бизнесом при принятии столь важных решений.

Вице-президент Омского областного союза предпринимателей Денис КОШЕЛЬ добавил, что необходимо тестировать на бизнесе нововведения до их принятия. Спикер посетовал, что оперштаб меняет сроки внедрения своих же решений, заставая бизнес врасплох. Работать  омским предпринимателям не удается даже в ноль – выручка катастрофически упала. Дело не только в «антиваксерах», но и в тех, кто переболел коронавирусной инфекцией дома, так и не получив QR-код, рассказывал о проблемах бизнесмен. Сказывается и отсутствие в регионе «Спутника Лайт», что увеличивает плечо получения кода ревакцинирующимся и обладателям высокого титра антител:

– Мы теряем клиентов еще и из-за психологического дискомфорта – не все желают показывать свои документы, у людей это вызывает агрессию. Семнадцатилетним школьникам нельзя ходить в торговые центры без родителей, а у них нет легальных способов получить QR-код.

КОШЕЛЬ согласился с омбудсменом в том, что страдают больше всего места спорадического спроса, в то время как общественный транспорт, государственные органы, продовольственные магазины, аптеки продолжают действовать без требований кода с омичей:

– Непонятно, почему мы должны на этом фоне за всех отвечать. Ну нет возможности организовать сплошной контроль – и технологически, и психологически. Того уровня дисциплины, который был на первой неделе карантина, нам уже не достичь. Возьмите общепит, где две очереди – за едой на вынос, где можно соблюдать только масочный режим, и тех, кто ждет свои заказы, оставаясь внутри за столиками. Люди перемешиваются, и ничего с этим поделать нельзя. Мы подопытные кролики, которые должны мотивировать людей вакцинироваться. И мы готовы выступать таковыми, но на протяжении конкретного периода времени, а не всегда!

Председатель регионального отделения «Опоры России» Александр ДЕРЯБИН сообщил, что в торговле и общепите у 50% опрошенных предпринимателей выручка упала на 70% и более,  у трети – вдвое. У многих бизнесменов финансовой подушки хватит на две недели или максимум месяц, а как жить дальше – непонятно. Неопределенность сильно напрягает. Непродовольственная розница в торговых центрах, по словам спикера, оказалась отрезана заграждениями, в том числе зоомагазины, чью продукцию вообще-то относят к товарам повседневного спроса.

Глава Омской торгово-промышленной палаты Ольга ФЕДУЛОВА напомнила, что вакцинированные тоже могут болеть и заражать других, так что фактически QR-коды никак не влияют на снижение заболеваемости. Темпы вакцинации и так растут, поэтому вполне можно отказаться от дополнительных ограничений вроде проверки у клиентов сертификатов. В Москве предприятиям пострадавших отраслей выделили по миллиону рублей, компенсируют оплату коммунальных услуг, если сотрудники привились (только за неделю поданы заявки на 145 млн. рублей). В Омске тоже нужны меры поддержки добросовестному бизнесу, резюмировала ФЕДУЛОВА, ведь налоги, возросшую аренду и текучку кадров никто не отменял.

Президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ предложил оставить QR-коды для МЕГИ, Леруа Мерлен и Оби, а в остальных торговых центрах их отменить уже сейчас. Александр НИКИТИН на это парировал, что для послаблений ограничительных мер предпосылок нет:

– Я как потребитель не вижу проблемы показать код и паспорт, спокойно прохожу эту процедуру. Мера вынужденная, но она позволит снизить заболеваемость. Пока что нет отрицательной динамики прироста заболевших, поэтому рано говорить о смягчении ситуации. А делать прогноз, когда это случится, дело неблагодарное.

К слову, непопулярное решение – проверять QR-коды не на входе в ТЦ, а только на входе в каждый объект торговли – оказывается, было озвучено на штабе не главой экономического штаба Дмитрием УШАКОВЫМ, а вице-мэром Олегом ЗАРЕМБОЙ. Он заявил, что ему поступили обращения от омских торговых центров, которые предложили перенять пермский опыт. В Перми, например, чтобы избежать столпотворения на входах в торговые центры, ввели проверку QR-кодов непосредственно в бутиках:

– Практически у всех продавцов есть смартфоны, терминалы, в отличие от охранника. Были приобщены фотографии после введения QR-кодов – где-то были скопления по 50, по 70 человек. Учитывая, что наша главная задача как раз этого избежать и приучить людей к мысли, что жизнь может быть спокойной, достаточно поставить прививку, идея так проверять коды кажется мне разумной. Поглядите, вчера уже привилось 11 тысяч человек. Каждый день количество желающих привиться растет на 10 – 15%. Если мы еще несколько месяцев продержимся на таких темпах, это позволит нам решить проблему высокой заболеваемости. Давайте решим эту задачу и упростим людям жизнь.

НИКИТИН предложение одобрил:

– В любом случае контроль QR-кодов будет. Где он будет осуществляться – перед входом в торговый центр или после – неважно. Главное – разграничить потоки людей. Нормальный вариант.

КОШЕЛЬ же обратил внимание на сложность не только для бизнеса, но и для посетителя. Допустим, посетитель МЕГИ захочет зайти в семь магазинов – семь раз показывать код? Торговому центру на пять тысяч человек, по подсчетам вице-президента ООСП, необходимо тратить ежемесячно 240 тысяч рублей на контроль QR-кодов – взлетели цены на охранные услуги:

– Все постепенно превращается в профанацию. Ни для кого не секрет, что паспорта никто не проверяет. Сейчас еще подошел срок оплаты старых кредитов, которые предприниматели брали под 3% при условии сохранения трудового коллектива в полном составе. Не вернуть их нельзя, они превратятся в 12% годовых. А как быть, если выручка упала в два раза? Кредиты – это не мера поддержки. Единственное – жалкий МРОТ, который, возможно, поможет нам закрыть часть убытков в этом месяце. Предлагаем с 1 декабря снять QR-коды, а если власть на это не пойдет, ввести их для всех без исключения отраслей хозяйства в Омске. Когда среднестатистический омич не сможет зайти в «Красное и Белое», это сыграет мотивирующую роль по снижению заболеваемости. Рестораторы и торговые центры не должны отдуваться за весь город!

Рестораторы поддержали представителей общественных организаций в просьбе исключить использование QR-кодов. Депутат Государственной думы РФ Игорь АНТРОПЕНКО продемонстрировал провластную позицию. Он извинился за резкость, но пояснил, что общественное питание – высококонкурентный бизнес, который всегда неизбежно восстанавливается. По мнению политика, только жесткие, настойчивые и последовательные методы борьбы позволят остановить пандемию.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 ноября 2021 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Я 29 ноября 2021 в 09:28:
Можно в телефоне включить фотоаппарат, фотать паспорта, а потом оформлять кредиты и совершать другие преступления, применяя полученные паспортные данные граждан. Поверьте, со временем произойдет всплеск таких преступлений, ну нельзя всем подряд показывать свой паспорт
читатель 28 ноября 2021 в 15:31:
Немецкие врачи увидели, что через 2 месяца после вакцинации (не нашей вакциной) уровень заболевания ковидов у привитых вырастает в 2-2,5 раза. ПРЯМАЯ СВЯЗЬ — Больше вакцинируем — больше болеют. Но и это ещё не всё. Почему ЧЕРЕЗ 2 МЕСЯЦА? Гинцбург говорил о 5-6 месяцах защиты? То есть если немцы правы — ревакцинация нужна уже ЧЕРЕЗ 2 месяца? «ПИЛИТЕ ШУРА — они золотые»? Ревакцинироваться через 2 месяца — 6 раз в год? — по западным рекомендациям?Может пора посмотреть на восток?Два миллиарда населения в 6-7 странах уже забыыли о ковиде?УМНЫЕ В ГОРОДЕ ещё остались?
8 28 ноября 2021 в 09:37:
При постоянном появлении новых штамов Covid говорить о вакцинации непроверенными средствами безсмысленно. А где результаты исследований они за историю борьбы с вирусом 2 года должны быть предоставленны людям, по кол-ву и результатам. Одно стало ясно, что переболевшие защищены больше, это можно понять из слов Голиковой к Путину, о том что только менее 1 процента повторно заболевают этой заразой, а сколько вакцинированных неизвестно.
Лихачев 28 ноября 2021 в 01:59:
Естественно, г-н Кншель прав — это если я чего-то пошел искать из одежды — я что, пять раз буду показывать код. Да я просто найду другой способ пойти, где не будут требовать. Ладно, один раз на входе, я понимаю. Но не несколько же раз паспорт доставать.
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий

«В июне планирую провести в Омске форум и привезти на него 100 китайских компаний. Если ты что-то смог продать китайцам, то продашь это всему миру»

«Я сказал, что хочу на нефтезавод или в Газпром. Он предложил вместе поработать. Я согласился и первое время просто принимал, выставлял товар. Окончив университет, планировал, как и хотел, уйти в корпорацию, но компаньон убедил меня продолжить заниматься здоровым питанием»

22 декабря 17:25
1
245



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.