Вернисаж собрал не только местный, но и столичный бомонд.
В Доме художника открылись персональные выставки двух московских авторов: «Вечная классика» Владимира ПЕРВУНИНСКОГО и «Запретные сказки» Саши АРОСЕВА-КАШИРИНА. Экспозиции построены на контрасте реалистической живописи и графического сюрреализма. Объединяет художников то, что судьбы их тесно связаны с Омском.
Владимир ПЕРВУНИНСКИЙ родился в Челябинске, но четыре года отучился на омском худграфе.
Александр АРОСЕВ-КАШИРИН родился и вырос в Омске, в семье легендарных актеров Елены АРОСЕВОЙ и Бориса КАШИРИНА. Александр рисовал с детства, родители хотели видеть его театральным художником, но он выбрал профессию стоматолога и поступил в Омский мединститут. Однако, по его словам, продолжал рисовать «почеркушки» для себя и знакомых. И когда несколько лет назад прошла его первая персональная выставка в московской галерее Alpert, оказалось, что мир потерял (или, скорее, обрел) в его лице остро мыслящего художника-сюрреалиста, легко играющего символами, крепкого графика и тонкого философа.
Каждый из художников моделирует свою реальность. Это два разных мира, два разных видения, две различные школы. Владимир ПЕРВУНИНСКИЙ работает в академической манере, он увлекается пленэрной живописью, пишет пейзажи, портреты, жанровые зарисовки, но особенно тяготеет к так называемой «исторической картине». Толчком послужили выезды на пленэр в старинные русские усадьбы. Недалеко от одной из них, усадьбы Архангельское, была дача бабушки.
Напитавшись атмосферой, прочитав немало исторических мемуаров, художник стал писать не просто пейзажи, но и населять их персонажами имперской России. Конечно, в этом есть доля фантазии, и многие работы напоминают лаковую роспись.
Еще ПЕРВУНИНСКОГО называют подражателем СЕРОВА, ПОЛЕНОВА, КРАМСКОГО. Но он не обижается, напротив, считает честью стоять рядом с великими и быть продолжателем школы русской реалистической живописи.
В графических работах Александра КАШИРИНА жизнь подана как театральная буффонада, бравурная мелодия, которую играет грустный Пьеро. Автор признается, что с детства видел изнанку театра, а, собственно, тем же театром является и мир вокруг. В его «Примерочной» примеряют не платья, а маски. Маски – везде. Они снимаются лишь в «антракте» – коротком времени, когда можно побыть самим собой.
Серия «Запретные сказки» посвящена знакомым сказочным сюжетам, переосмысленным «по-взрослому». Здесь и золотая рыбка, посаженная в тесную банку, и пряничный домик – иллюзорный цветной манок среди серых будней. Палитра Александра КАШИРИНА вообще не ярка, в основном это черно-белые работы с редкими цветовыми акцентами.
На открытие выставки пришло много омских художников – друзей и знакомых Владимира ПЕРВУНИНСКОГО. И, конечно же, актеры Омской драмы, которые могут похвастаться, что знали второго виновника торжества буквально с пеленок.
– Когда Саше было лет девять-десять, Борис Михайлович КАШИРИН пригласил меня к себе домой, – вспоминает народный артист России Валерий АЛЕКСЕЕВ. – Мы попили с ним чаю, да что греха таить, и чекушечку распили. Он говорит: вот теперь я тебе покажу санькины работы. И достает альбом с рисунками. Я уже тогда был удивлен его взглядом. Говорю: его надо направлять в художественную школу обязательно. Ну, вот он пока не хочет. Он и актером быть не хотел, но театр присутствует у него везде. Я тут во многих работах узнаю Елену Александровну, ту манеру, которая была ей присуща. То, что я увидел сегодня, я этим просто поражен. Это такое удивительное образное видение, ощущение театра, пластики. Это трудно очень передать, но вот Саше это удается.
Совершенно неожиданно на вернисаж заглянул и народный артист России Николай ЧИНДЯЙКИН. С группой актеров он играл в этот день в Омске антрепризный спектакль «Триумфальная арка».
– Я помню Сашу маленьким мальчиком, – поделился Николай Дмитриевич. – Вот это его: «Опять макаёны?!» Ну, мама была артистка, и часто кормила его макаронами, другое просто некогда было готовить. Потом Саша увлекался велосипедом, и очень серьезно увлекался, все это было на наших глазах. Елена Александровна была встревожена и обсуждала в театре, хорошо ли это. И вот не могло не сказаться все, что его окружало: и мама, и папа, и Омский драматический, где все наши дети, так или иначе, были проникнуты моментом сочинительства. Кто-то делает это словами, кто-то музыкой, а кто-то вот – изображением. И когда я недавно на одной выставке в Москве вдруг узнал, что есть такой художник КАШИРИН, я был удивлен и обрадован. Это потрясающе! Я рад, что театры наши лучшие, что художники наши лучшие, что жизнь не останавливается, и движется часто по омским законам.
Выставки двух совершенно непохожих авторов наполнены огромным количеством сюжетов, образов, аллегорий, тем для размышления. Посетить их можно до 29 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ