Тут можно погружаться в сон с китами или традиционно считать баранов.
Помните слова Наимудрейшего из «Волшебной лампы Алладина»: «Поистине, сон не есть не сон, а не сон не есть сон; итак, про не сон сказать, что это сон – все равно, что про сон сказать, что это не сон»? Что-то подобное предстоит осмыслить зрителям на выставке «Механика сна», открывшейся в минувшую субботу в Городском музее «Искусство Омска» в рамках ежегодной культурной акции «Ночь музеев».
Как и в прошлые годы, команда городского музея сочинила психоделическое пространство с чрезвычайно атмосферной выставкой. Тем более, тема нынешней ночи оказалась для этого благодатной: «Сны наяву».
Выставка занимает два этажа: не слишком перегруженный экспонатами и колористическими вариациями второй и – яркий, тесно обжитой первый.
«Погружение» в сон начинается в зоне с условным китом и такой же условной ладьей. Ты уплываешь в черно-белый, раскручивающийся лабиринт, который вдруг взрывается фейерверком цветных снов.
Расположение небольших залов плюс дополнительные выгородки и драпировки нитями-сетями заставляют зрителя блуждать неизвестно где, попадая в самые неожиданные места. Впрочем, ведь так и бывает во сне.
Тут можно столкнуться и с зоной кошмаров (небольшой тупичок заполнен работами с мрачным колоритом и довольно зловещими персонажами), и снова оказаться в беззаботном уюте приятного сновидения.
В каждой локации – разное ощущение времени и пространства, и это опять же соотносится со снами, ведь время в них идет по-разному: где-то быстро, а где-то тянется, как вата.
На выставке много арт-объектов, в том числе интерактивных. Самый забавный и одновременно философский – «Бессонница» Александра СКАЧИЛОВА. Крутишь ручку мясорубки и считаешь появляющихся в прорези железного щита, напоминающего заслонку от русской печи, баранов. Конструкция чем-то похожа на первую вычислительную машину – арифмометр. Но опять же есть ассоциация с перемалыванием времени, чем, наверное, и является старый добрый, но далеко не всегда эффективный способ заснуть.
Основу экспозиции составляют произведения омских художников, в которых преобладают ночные пейзажи, фантазийные сюжеты. Некоторые из них выставлены едва ли не впервые, но даже знакомые смотрятся как-то по-новому в общем контексте.
– Мы потому и любим наши «ночные» проекты, что, готовясь к ним, начинаем подбирать фондовые работы под заданную тему, и каждый раз эта тема вытаскивает из них новые смыслы, часто неожиданные, – говорит заместитель директора Городского музея «Искусство Омска» Анастасия ГАРАЕВА. – Видя какую-то работу, понимаешь: о, она так давно не экспонировалась! А сейчас, по эту тему, она просто необходима. То есть это всегда такие маленькие открытия даже для нас самих. На нынешнюю выставку у нас было первично отобрано 400 работ. Конечно, вошло немного меньше, но порядка 300 точно есть.
Сон – это процесс, сновидения – образы, его сопровождающие, механика сна – законы, которые соединяют в единую ткань процесс и образы, сознание и бессознательное, мысли и чувства. Попадая на выставку, зритель символически «засыпает», а, покидая ее, «просыпается». То, что происходит между этим, – сон. И в музее хотят, чтобы из предложенных художественных компонентов каждый зритель собрал свой собственный «сон», нашел свою интерпретацию увиденного.
Выставка, открывшаяся в «Ночь музеев», будет работать до начала июля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ