Прозаик Антон СОРОКИН также был известен как коллекционер предметов искусства
18 июня в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка "Антон Сорокин. Из наследия "короля", посвященная 130-летию омского писателя. Антон СОРОКИН вошел в культуру Сибири не только как самобытный прозаик, но и как коллекционер предметов искусства. В 1925 году его коллекция насчитывала около тысячи произведений самых разных видов и жанров. На выставке экспонируется часть этой некогда большой коллекции — рисунки, акварели, работы гуашью. Многое демонстрируется впервые.
В центре зала под автопортретом Антона СОРОКИНА стоит необычный букет: смесь белых хризантем и чертополоха. Его составила куратор выставки Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. Чертополох – символ сибирской степи и колючего характера писателя, объясняет она. В хризантемах отражена его нежная творческая душа. Дом Антона СОРОКИНА был в 1920-х годах центром культурной жизни Омска. На Лермонтовской, 28 собирались не только местные литераторы и художники, но и те, кого революция, Гражданская война сорвали с насиженных мест – беженцы из Москвы, Петрограда, Харькова, Риги, Казани. Свои работы, созданные в Омске, они дарили радушному хозяину, порою он покупал их за продуктовый паек. Самопровозглашенный "король сибирских писателей" и сам рисовал.
"Коллекция Антона СОРОКИНА в 1935 году была передана в Западно-Сибирский краевой музей, — рассказывает Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Она долго лежала там в дальних углах по ряду причин. Главное – в числе авторов были люди, так или иначе связанные с режимом КОЛЧАКА. И вот в 1970-х годах, при ремонте здания, принадлежащего краеведческому музею, в подсобном помещении под полом нашли почерневшие папки. "Черные папки" — их до сих пор так называют. Часть содержимого осталась у краеведов, часть была передана нам. Начали открываться малоизвестные, полузабытые имена: УФИМЦЕВ, МАМОНТОВ, БУРЛЮК, ЭТТЕЛЬ, БАЛТГАЙЛИС, ГРОМОВ. Карандашные рисунки, гуаши, акварели, как вы видите, достаточно малого формата. Это потому, что они создавались во времена социальных потрясений. Холстов не было, красок не было, полная разруха. И зачастую то, что находилось в сумке у художника, — это карандаш и обыкновенный альбомный лист. Сюжеты тоже иногда выходили довольно мрачными".
Однако все это не уменьшает ценности работ. На выставке впервые представлены рисунки Алексея ГРОМОВА, работавшего в 1910-х годах в московских журналах, а в 1918 – 1919 гг. – в колчаковской газете "Сибирская речь". Впервые выставлены и шаржи А.П. ОЛЕНИЧА-ГНЕНЕНКО, в частности шаржевый портрет Антона СОРОКИНА на зеленом фоне. СОРОКИН часто становился героем шутливых картинок. Уникальным представляется рисунок Леонида МАРТЫНОВА "Про Антона СОРОКИНА" с его же стихами. Знаменитый омский поэт, прославивший город на Иртыше "Воздушными фрегатами", в юности мечтал о стезе художника.
Бывал в доме на Лермонтовской и Карлис БАЛТГАЙЛИС, один из тех "латышских стрелков", которые воевали на стороне белой армии. Отважный конный разведчик и вестовой переносил свои фронтовые впечатления в альбом. Этих страстных, эмоциональных зарисовок нет даже в латышских музеях, а ведь БАЛТГАЙЛИС благополучно вернулся на родину и стал там известным художником.
В наследии "короля", которое действительно оказалось бесценным, еще долго предстоит разбираться. Кто знает, какие открытия сулят листы, подписанные сейчас: "неизвестный автор". К тому же, наверное, коллекция СОРОКИНА найдена не полностью. А еще в Музее имени М.А. Врубеля надеются, что у "короля сибирских писателей" когда-нибудь все-таки будет свой дом-музей, где его собрание логическим образом и расположится.
Фото автора