«Площадь революции. Отечественное искусство 1920–1980-х годов» — выставка под таким названием открылась в Музее имени М.А. Врубеля к 100-летию Октябрьской революции 1917 года.
В состав экспозиции вошло более 150 произведений живописи, скульптуры, графики, а также декоративно-прикладного искусства — резьба по кости, резьба по дереву, предметы из фонда керамики и стекла.
Куратор выставки, директор музея имени М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА, поздравляя присутствующих, подчеркнула:
— Название выставки — «Площадь революции» выбрано не случайно. Этот выставочный зал, эта площадь станет местом, где встретятся разные точки зрения на события столетней давности. Мы понимаем, что это было грандиозное событие в истории нашей страны, те «10 дней, которые потрясли мир» и положили начало совершенно новой эпохе. На выставке представлены произведения искусства, посвященные революции. Многие из них долгое время находились в запасниках, были закрыты для зрителя.
Заместитель министра культуры Омской области Анна СТАТВА заметила:
— Я очень рада, что мы являемся свидетелями этой круглой даты, к которой приурочено множество выставок и других мероприятий. Сегодня мы можем прикоснуться к истории революции через многочисленные произведения искусства на этой выставке, нацеленной познакомить зрителя с разными подходами к интерпретации этих великих событий.
По мнению профессора кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ Валентины РЫЖЕНКО, даже выполняя «идеологический заказ», художник создает произведение искусства, становящееся портретом эпохи:
— Годы, когда создавалось большинство этих работ — это юбилейные годы Великого Октября. Работы выполнялись по заказу идеологических отделов партийных организаций. Выставка отражает в произведениях искусства те эпохальные события и заставляет переосмыслить историческую значимость Октябрьской революции.
Экспозиция состоит из четырёх тематических блоков. Первый раздел «Летопись революции»» рассказывает о событиях революции и Гражданской войны.
Художник Иван ЖЕЛИОСТОВ, чьи гравюры представлены на выставке, поделился воспоминаниями об истории их создания: его увлечение революционной тематикой началось со знакомства в начале 50-х годов с очевидцем и участником этих событий.
Художник Игорь САНИН продолжил разговор о революции с точки зрения искусствоведческой:
— Революция – это смена общественно-политической формации, следовательно, менялась аудитория, для которой творили художники. На смену элитарности пришла массовость искусства. Революция имеет множество граней и вся её многогранность нашла отражение в искусстве, порождая новые стили – от романтизма до авангарда и «монументальной пропаганды».
Продолжением музейного повествования о событиях 1917 года стал блок «По долинам и по взгорьям…», объединивший произведения, где главным героем стал революционный отряд. Название этому разделу дали песня и картина Кондратия БЕЛОВА, обращающая на себя внимание.
Раздел «Солдаты революции» посвящен собирательному образу безымянных героев революции, а «финальная» часть — «Гений, учитель, вождь и человек» — главному мифологизированному герою. Этот раздел посвящен образу Ленина. В нем представлена уникальная работа Евгения КУПРИЯНОВА «Ленин и Дзержинский» — этот портрет необычен уже потому, что изображений вождя Революции с соратниками практически не встречается.
Внимание посетителей привлечёт монументальный пейзаж Кондратия БЕЛОВА «Освобождение политзаключенных 19 ноября 1919 года», а также работы «На Колчака» Игоря НАСЕДКИНА, «27-я омская дивизия» Рудольфа КАРКЛИНА и другие. Кроме того, примечателен выбор музыкального оформления выставки.
Столетие — это та дистанция и тот временной промежуток, которые позволяют дать объективную деполитизированную оценку событиям. Русская революция 1917 года знаменовала новый этап в политическом, экономическом и культурном развитии стран и народов. Наша страна не смогла воплотить в жизнь мечты человечества о свободе, равенстве, братстве. Но многие европейские страны вынесли для себя серьезный урок, на ее горьком опыте сумев предотвратить острые социальные конфликты. А Китай доказал эффективность и жизнеспособность европейских политических теорий (от Кампанеллы до Марксизма-Ленинизма). В крупнейших музеях мира в этом году открываются выставки, посвящённые этой дате.
Жаль, что на торжественном открытии не было среди гостей известных омских историков и краеведов, исследующих события этого периода — таких, как Анатолий ШТЫРБУЛ, Владимир ШУЛДЯКОВ, Владимир СЕЛЮК, Алексей СОРОКИН — в рамках этого проекта было бы интересно услышать их точку зрения на события 1917 года, происходившие в Омске и в стране.
Выставка ждёт посетителей до 14 января 2018 года во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3).
Фото © Алексей ОЗЕРОВ