Лирический, утопический, философский и, конечно же, родной дачный: каким видят сад художники.
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начала работу выставка «Сад. Желанье красоты…». В ее составе свыше 80 экспонатов: живопись, графика, скульптура, предметы из стекла и фарфора, созданные в 1920-х – 2010-х годах художниками Москвы, Ленинграда, Омска и других городов России.
– Это одна из тематических выставок, на которых мы показываем произведения из собрания нашего музея, – рассказала куратор выставочного проекта Наталья МУРАТОВА. – Тема сада может рассматриваться с разных точек зрения: как отношения человека и природы, как рукотворная природа, которая создается человеком. Вы увидите здесь не только пейзажи, но и натюрморты, жанровые сцены. Мы могли бы показать эту тему более широко, у нас есть русская и зарубежная живопись и графика. Но мы решили взять именно советское и современное российское искусство, потому что оно меньше известно зрителям.
Тема сада раскрывается художниками как в буквальном смысле, так и в философском. Например, в одном из центральных произведений – живописном полотне «Дедушкин сад» Олега СИЛЬЯНОВА, где изображены два мальчика и старик, сад – аллегорический образ. Это и «ступеньки» возраста человека, и те плоды, которые становятся итогом его жизни.
Если картина СИЛЬЯНОВА часто показывается на различных выставках, то утонченные рисунки цветов Василия ЗВОНЦОВА, выполненные им в конце 1980-х годов акварелью и китайской тушью, демонстрируются впервые. Так же, как и работа советского скульптора и художника Николая ШТАММА «Девушки и сирень». Интересно, что она считается живописной, но экспонируется под стеклом, как графика. Дело в том, что картина написана темперой на холсте. Николай ШТАММ в качестве скульптора участвовал в оформлении станции метро «Новокузнецкая» в Москве. И, судя по необычной вытянутой форме работы «Девушки и сирень», она тоже предназначалась для какого-то панно.
Выставка рассказывает о разных типах садов. Это и привычный для нас дачный, и городской (общественный), и Летний сад в Санкт-Петербурге – исторический памятник, заложенный еще при Петре I. Не обойдены вниманием сады домов отдыха, их изображения встречаются в ярких, декоративных работах Бориса ЕРМОЛАЕВА. Ботанический сад Батуми запечатлел Петр МИТУРИЧ. Привлекает внимание радостная, позитивная работа Бориса КУСТОДИЕВА «Яблоневый сад» – стенка для календаря 1927 года.
Сад можно увидеть в книжных иллюстрациях, в эскизах декораций театральных постановок.
В зале и в витринах присутствуют скульптуры, стеклянные цветы, керамические бабочки.
И, конечно же, экспозиция была бы неполной без краеведческого материала, без темы города-сада. Сюда вошли два эскизных проекта, разработанных для Омска выпускником Худпрома архитектором Василием КАСАТКИНЫМ – «Парад фонтанов. Городской парк» и «Зеленый театр Парка культуры и отдыха». Оба проекта создавались в 1930-е годы, но не были реализованы и демонстрировались один раз – в середине 1990-х.
– Проекты делались с учетом модных тенденций, с оглядкой на европейский опыт, – говорит второй куратор выставки Светлана ЧЕРНООК. – За рубежом тогда придумывались такие утопические города с пышным озеленением, в которых человеку приятно было бы жить и работать. Причем, один уже был построен. Основной проект КАСАТКИНА заключался в следующем: радиально-кольцевая сетка улиц центра города, которые разрезали зеленые аллеи, и весь центр получался город-сад. Собственно, частично эта сетка у нас и образовалась. Проект для парка тоже делался в тенденциях Европы: зеленый театр и множество фонтанов и аллей.
В краеведческом блоке есть интересный пример монументального искусства – настенное панно Николая ТРЕТЬЯКОВА, выполненное для дворца культуры «Юность». В нем тоже угадывается изображение сада.
Кстати, то, что сегодняшняя выставка проходит в стенах Генерал-губернаторского дворца, можно считать символичным. Именно здесь, тогда еще Краеведческом музее, в 1951 году открылась первая выставка зеленого строительства, цветоводства и садоводства «Флора».
Выставка «Сад. Желанье красоты…» будет работать до 5 ноября.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА