Свою выставку привез в Омск известный художник и коллекционер.
20 и 21 сентября в Омске впервые прошел фестиваль традиционной культуры «Русский костюм. Сибирская версия». Организатор мероприятия – Государственный центр народного творчества Омской области. В рамках фестиваля в Сибирском культурном центре состоялось открытие выставки «О нарядах и обрядах».
Русский быт конца XIX – начала XX вв., праздники и обряды проиллюстрированы графическими работами московского художника и коллекционера Ивана КИРИЛЛОВА. Каждая иллюстрация имеет под собой историческую и этнографическую основу. Экспозиция дополнена подлинными народными костюмами из собрания автора.
Это уже второй передвижной выставочный проект, созданный Иваном КИРИЛЛОВЫМ совместно с супругой, художницей Марией ПОДКОПАЕВОЙ. Первый, стартовавший в 2011 году, назывался «Русская палитра». Тур с лекциями и мастер-классами прошел по многим городам России, но так и не коснулся Омска. Зато сегодня омичи видят более проработанную экспозицию.
– В отличие от нашего первого проекта, где было много эмоций, желания безудержно делиться своими открытиями и ощущениями, здесь я уже немного успокоился и подхожу к своими действиям более рационально, – рассказал Иван КИРИЛЛОВ. – Каждая работа сопровождается коротким текстом, не очень сложным, потому что выставка делалась с учетом восприятия ее молодым поколением. Кстати, по этой графической серии издательство «Белый город» выпустило альбом, который можно использовать как учебное пособие: показывать аудитории репродукции и читать текст, который расположен на обратной стороне. Серия сформирована как народный календарь, и наряды тоже вписываются в него.
В коллекции Ивана КИРИЛЛОВА присутствуют наряды Воронежской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Архангельской и других губерний России. Если считать отдельные детали (украшения, обувь и пр.), то их несколько тысяч; если брать костюмы комплексно – около тридцати. На выставке присутствуют восемь.
Тут есть костюм ряженого из северных губерний. Такие персонажи были популярны на Святках. В Прикамьи ряженых называли «шуликунами», «шишами» и «сряжунчиками».
Есть костюм сеятеля из Рязанской губернии. Женский пасхальный наряд, кручинный свадебный.
– Кручинный наряд – один из многочисленных нарядов перехода, – поясняет Иван КИРИЛЛОВ. – Его надевали на посад, когда невесту сажали под икону, подруги пели печальные песни, плакали над ней, как над усопшей. Так как у нас здесь наряд южной культуры, в него входят рубаха, девичья шушка, галянка и три строченых полотенца. Два использовались вместо кушака, а одно надевалось на голову. Раньше свадьбу справляли несколько дней, и каждый день неоднократно надо было переодеваться в разные наряды. Потому что свадьба – это время перехода: умирает девка, рождается молодуха.
Интересная деталь: в Рязанской губернии было популярно не сватовство, а навязывание. То есть сватали не за жениха, а за невесту – «навязывали» ее. И когда дело было решено, в деревне Секирино, например, откуда берет начало коллекция, этот момент назывался запой. Не подумайте плохого: от слова «запеть».
Для наших предков главное было, конечно, урожай. Исходя из погодных примет, на него делались прогнозы, по важности не уступающие биржевым. Уборка воспринималась крестьянами буквально как праздник, о чем говорят в частности покосные рубахи. Молодежь рада была уйти из деревни на покос, чтобы после работы, вдали от старших, водить хороводы, петь песни и заводить амурные отношения. Поэтому парни и девки надевали все новое и лучшее.
А вот на деревенские посиделки девушки приходили как раз словно на работу – с прялками и куделями. Чтобы в ожидании кавалеров не терять зря времени. Деревенские же щеголи рядились в покупные магазинные сорочки, ботинки с калошами, а за неимением карманных часов навешивали хотя бы цепочку.
– Хочется выразить уверенность, что эта яркая, очень понятная, интересная выставка подарит зрителям массу положительных эмоций и новые знания о русской традиционной культуре, – отметил начальник управления культуры и искусства Министерства культуры Омской области Михаил СЕВЕРИН, вручая благодарственное письмо автору выставочного проекта.
Ознакомиться с экспозицией омичи смогут до конца ноября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ