Одним из гостей прошедшего недавно в Омске кинофестиваля дебютов "Движение" был народный артист России Юрий Стоянов. В Зале органной и камерной музыки Омской филпрмонии любимец публики провел творческую встречу со зрителями, которую доверительно назвал "Для своих". Он пел песни собственного сочинения, рассказывал забавные случаи из актерской биографии. А после согласился побеседовать с омскими журналистами.
— Юрий Николаевич, каковы ваши впечатления о фестивале?
— Я видел только открытие, но этого достаточно. Оно задало нужный вектор. Там было объяснение в любви кино. И очень хорошо, что вспомнили Михаила Ульянова, потому что артистов сейчас быстро забывают: несколько лет со дня смерти — и все.
— Ваша самая любимая роль в кино?
— Актер Дронов в фильме «Человек у окна». Это, конечно, не автобиографическая история, но в ней много личного. Когда мой друг Илюша Тилькин писал сценарий, я много ему рассказывал из собственной жизни, и получился очень искренний фильм. Он, с моей точки зрения, не был правильно раскручен. Я вот смотрю всякие «пшики», вокруг которых раздувается большой пиар. А «Человек у окна» — очень мощная картина. Она рассказывает об интеллигентном человеке, о хорошем человеке, живущем в наше не всегда хорошее время.
— Юрий Николаевич, а какую роль в театре вы могли бы вспомнить?
— Так получалось, что все лучшие роли приходили ко мне, когда кто-то из актеров либо напился, либо заболел, либо, не дай бог, умер. Вот как, например, было с Моцартом в спектакле «Амадеус». Все это срочные вводы. А вообще, когда вывешивали распределение, мою фамилию надо было искать в самом низу, где «солдаты, матросы и пр».
Кстати! Свою первую роль я сыграл в городе Омске. В 1979 году мы были здесь на гастролях, привозили спектакль «Тихий Дон». Там начинается с того, что на авансцене стоят казаки, человек десять, они как бы едут в поезде. И когда поезд въезжает на мост, один из них, которого играл Толя Галичев, актер с потрясающе низким и громким басом, кричал: «До-он! Батюшка До-он!» И все: «Дон! Дон!» Мне досталась роль одного из казаков, без слов. И вот я думаю: «Выйду, постою, уйду. И для этого меня учили пять лет в институте!» И я придумал такой странный образ. Натянул галифе до подмышек, ремень получился на груди. Планшетку заменил маленьким кожаным портфельчиком, удлинил бакенбарды наподобие пейсов, надел круглые очечки. И встал. И вот мы «едем». Когда я увидел, что Толя уже хватается за шапку, я наклонился к нему и спросил с еврейским акцентом: «Простите, пожалуйста, вы не подскажете, какая это река?» — «До-он! Батюшка До-он!» И все повалились со смеху. Потом меня вызвал к себе Товстоногов, это был мой первый разговор с ним после поступления в БДТ, и сказал: «Если вам еще раз удастся высечь такое количество смеха из зрительного зала, как сегодня, можете считать, что вы состоялись». Как в воду глядел! И все это было у вас в Омске.
— Вместе с Ильей Олейниковым вы отдали почти двадцать лет программе «Городок». Наверное, даже не стоит спрашивать, насколько большая потеря — уход из жизни Ильи Олейникова и закрытие программы?
— Я мог бы, наверное, делать программу дальше, но я не вижу никого на месте Илюши. С его уходом изменилась вся моя жизнь, как изменилась она и с его появлением. Я был неглупый, увлекающийся, легко обучающийся, работоспособный человек, но я не находил применения всем своим маленьким умениям. Не было рядом человека, на которого можно было опереться. Потому что, если дать мне волшебного пенделя, я сверну горы. И такой человек нашелся: Илья. Мы были разными и все же невероятно похожими. Даже родились в один день, с разницей в десять лет. За «Городок» мы получили огромное количество всяких «железяк», я имею в виду, премий. С ним нам одновременно дали звания народных артистов, минуя, что совершенно немыслимо, звания заслуженных. И это не потому, что мы были гениальными актерами. Мы были гениальной парой – это сто процентов.
— Кино, телевидение. А с театром вы распрощались навсегда?
— Нет, неправда! Я ушел из БДТ в 1995 году. А в 2008 специально для меня тем же Ильей Тилькиным была написана пьеса, которая называлась «Перезагрузка». Она про то, как умер человек, такой вот, какого играл Олег Янковский в фильме «Полеты во сне и наяву», а потом реинкарнировался в шестимесячном ребенке. И вот я играю шестимесячного мальчика, в котором живут повадки того мужика. Это в театре «Балтийский дом». А в МХТ у Табакова играю Кочкарева в «Женитьбе».
— Вы сейчас член жюри шоу «Один в один». Как вы считаете, что дает это шоу артистам, что оно дает зрителям? И трудно ли его судить?
— Судить всегда трудно. У нас есть пара артистов, для которых это амплуа уже – быть судьей из шоу в шоу. Для меня же это определенное душевное усилие. И если надо что-то говорить участнику, я всегда говорю о том, что у него получилось. Это самый продуктивный ход. Рассказывать человеку, почему он дурак и почему им останется, неинтересно. Надо рассказывать, что в нем блеснуло, и как он к этому подошел. Собирается какое-то количество талантливых людей. Это дорого так. У них есть сложившийся имидж, они поют какую-то одну песню или две-три песни, даже не подозревая о том, какой инструмент в них заложен, что они умеют. И здесь они ищут самих себя через разные образы. На наших глазах артисты, от которых мы этого не ждем, начинают выдавать такое! Что это дает зрителю? Удивление. А ради чего еще телевидение существует? Нужно захватить аудиторию. Конечно, можно сделать это и другими вещами: жуткими, страшными новостями, бесконечной тревогой. Это тоже рейтинги. Но мне интереснее так.
— Юрий Николаевич, вы выросли в Одессе, вы ездите туда каждый год. Как вы относитесь к тому, что происходит там сейчас?
— Я не отвечаю на такие вопросы. Принципиально. Моя профессия – людей мирить. Сегодня ситуация такая, когда любой ответ, даже самый безобидный, может быть направлен любой стороной против кого угодно. А я, как всякий нормальный человек, желаю только одного. Помните, чем заканчивается пьеса А. Володина «Пять вечеров»? Фразой: «Лишь бы не было войны». Вот и все. Это наша главная фраза.
***
Юрий Николаевич Стоянов, актер театра и кино, народный артист РФ. Родился 10 июля 1957 г. В селе Бородино под Одессой. Окончил Государственный театральный институт им. А.В. Луначарского (Москва).
С 1978 по 1995 гг. работал в Ленинградском большом драматическом театре им. М. Горького.
С 1993 по 2012 гг совместно с Ильей Олейниковым вел телевизионную программу «Городок». Четырежды лауреат телевизионной премии «Тэффи».
Снимается в кино. Участвует в телевизионных передачах.
Фото автора
Отчет о кинофестивале дебютов "Движение" читайте в свежем номере "Коммерческих вестей" за 29 апреля 2015 года