Когда появятся лекарства, и о чем не напишут в официальных релизах.
После инцидента 27 октября со скорыми под стенами омского минздрава, прославившего наш регион, Александр БУРКОВ вернулся в Омск, прервав восстановительный период после перенесенного коронавируса. И вместе с омичами стал разбираться в происходящем. Разбирался не один, в этом ему помогали (ну, или он помогал) заместитель министра здравоохранения РФ Евгений КАМКИН и заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий ПАВЛЮКОВ, которые начали разборки чуть раньше губернатора.
Где КАМКИН увидел койки
Первый официальный комментарий зама главы минздрава РФ Евгения КАМКИНА после случившегося поразил омичей в самое сердце.
— Исходя из той заболеваемости, которая в регионе на сегодняшний день сложилась, создан достаточный резерв коек, чтобы обеспечить необходимую медицинскую помощь. Достаточно и лекарств, чтобы оказать эту помощь в полном объёме.
Учитывая происходящее здесь, услышать такое можно было, только если ослышался. Реакция омичей последовала соответствующая. Искали объяснения. Кто-то уверял, что они де давние знакомцы с Ириной СОЛДАТОВОЙ, кто-то подозревал нечистоплотность, кто-то считал, что это официальная позиция Миндрава РФ – «у всех нас все хорошо». Автор тоже решил поискать ответ.
На мой взгляд, Евгений КАМКИН совсем не покривил душой. В статистике есть такое понятие как выборка. Это часть из всей совокупности элементов, которую только и используют для опроса, исследования, анализа. Правильность определения выборки или, другими словами, ее репрезентативность, влияет на то, можно ли такому исследованию доверять. А кто для ревизора из Москвы, мало знакомого с омской стационарной медициной, выберет, что ему показать и в каком объеме? Угадайте.
И показали заместителю министра ОКБ. Точнее даже не заместителю министра РФ, а его экспертам, которых он взял с собой из Москвы. Это специалисты Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии им.Бакулева МЗ РФ. Они в свете произошедшего решили оценить организацию работы омских стационаров, работающих с COVID-19. А ОКБ была готова принять ковидных пациентов не 28 октября, утром после ночи жеста отчаяния скорых, а уж почти неделю как. В хирургическом корпусе было много свободных коек. Руководство больницы было уведомлено о планах минздрава использовать мощности хирургического корпуса под ковид. ОКБ, как хорошо организованное лечебное заведение, при этом имело и готовый запас медикаментов.
И все это богатство – койки, лекарства – показали бакулевцам. Они рассказали Евгению КАМКИНУ. КАМКИН им поверил. А что, были основания не верить? Хотя изначально планировалось хирургический корпус ОКБ открыть под ковид только 2 ноября. Почему не открыли раньше? Там, конечно, оказывалась высокотехнологическая помощь, долечивались пациенты. Но злые языки утверждали, что дело в экономии федеральных средств. Ведь тогда врачам положены бы были целиком ковидные выплаты за октябрь, хоть и был бы открыт корпус всего 3-5 дней из этого месяца. А с начала ноября система выплат планировалась к модернизации, что и произошло. Теперь выплаты и в ковидных, и в нековидных стационарах будут одинаковыми, и зависеть только от отработанных смен.
Скорее всего заместителю министра РФ было продемонстрировано распоряжение омского минздрава №515-р от 28 октября сего года. Ооочень оперативно подготовленное. В нем предписывалось главврачам лечебных учреждений организовать прием на госпитализацию больных с COVID-19: ГБ №7 с 28 октября, Роддом №5 с 29 октября, и с 29 октября — хирургический корпус ОКБ с выделением 50 мест (к уже развернутым 300 на базе лечебно-диагностического корпуса ОКБ).
В общем, все в том распоряжении у нас хорошо. И ведь за два последующих дня было госпитализировано более 130 человек. С поражением легких от 40%. Не только в ОКБ и указанные в распоряжении больницы.
Но вот с лекарствами в стационарах все не так радужно. Запасов нет. Измученные врачи начинают лечить добрым словом, если на него хватает сил. По факту принимавшая ковидных пациентов ГКБ №1 с 10 октября до начала текущей недели не имела красных или стерильных зон. Был общий приемник, большинство врачей больны и с температурой занимаются лечением больных, потому, что больше некому. Есть серьезная нехватка медикаментов. Так мне описали обстановку врачи изнутри.
Проблемы цифровизации
— Так как в основном жители всей области получают помощь в медицинских организациях города, возникают заторы, когда потоки скрещиваются в одной медицинской организации и, соответственно, формируется очередь на госпитализацию. Произошедший на днях инцидент, на наш взгляд - сбой в системе при переходе от ручного режима маршрутизации пациентов к полуавтоматическому, так как полностью автоматический режим ввести без полной цифровизации всех учреждений здравоохранения нельзя. Эти ситуации можно предупредить, если будет создан единый координационный центр, куда будет стекаться информация о пациентах, которых планируется госпитализировать из районов, и он будет управлять потоками,
— прокомментировал далее заместитель министра здравоохранения РФ Евгений КАМКИН по итогам визита.
Единый центр госпитализации сейчас планируется внедрить. Но что это за переход от ручного режима маршрутизации – кого, куда и с чем везти – к полуавтоматическому?
Елена ШИПИЛОВА, совместно с курирующим вице-губернатором Владимиром КУПРИЯНОВЫМ, разработала и подписала в качестве приказа некий «порядок временной маршрутизации» для скорой при решении вопросов с госпитализацией. Документ был составлен и подписан ей как перзамом (на неделе, окончившейся громкой историей со скорыми) в отсутствие министра Ирины СОЛДАТОВОЙ и ее зама Анастасии МАЛОВОЙ, отбывших одномоментно в отпуск. Известно, что распределением мест в стационары для скорой в ручном режиме занималась Анастасия МАЛОВА. Но для оперативных контактов она оказалась в отпуске малодоступна. Проблему надо было как-то решать. И тогда уже инициативно начавшиеся созвоны станции скорой помощи со стационарами в поисках мест для госпитализации омичей были зафиксированы на бумаге. Теперь скорая сама, по подписанному документу, обзванивала больницы города по нескольку раз в день с попыткой выявить резерв. А сам приказ стал попыткой автоматизировать процесс маршрутизации, избавившись от ручного управления одним человеком. Вот о чем была цитата Евгения КАМКИНА.
Цифровизация – дело непростое, требует мозга, ресурсов и воли организаторов. На станции скорой помощи все это собралось вместе уже к 2017 году. Еще летом того года главный врач омской станции скорой медицинской помощи Максим СТУКАНОВ дал интервью «Московскому комсомольцу», что благодаря автоматизации и оцифровке почти всех процессов, среднее время доезда бригады на вызов в Омске составило 16 минут при нормативе в 20. И цифровизация омской ССМП сделала ее одной из самых быстрых в стране. Но с многочасовыми очередями на компьютерную томографию и простоями с пациентами в машине в ожидании госпитализации, скорой помощи не в состоянии помочь ее цифровизация. Когда в отрасли нет общей организации.
По каждому из лечебных учреждений с цифровизацией – своя картина. Но вот в целом по министерству картина нарисована слоновьим хоботом. Есть в далеких южных странах шоу со слонами, где им дают в хобот кисточку, и гигант «рисует». Это не к тому, что слоны плохо рисуют. А к тому, что результат далек от «реализма».
Сложно сказать, чего больше не хватает в министерстве для работы с цифровизацией. В этом году минздрав внятно и с цифрами-то не справляется, например, по ковидной отчетности, не то, что с систематизацией процесса. Логично предположить, что дело в ресурсах. Но в этом году, по информации из разных источников, к сожалению, не найденной в подробностях для подтверждения в документальном виде, на информатизацию (видимо, это брат-близнец цифровизации) федерацией было выделено в регион около 800 млн. рублей. По состоянию на август около 700 из них были не освоены. Хотелось бы знать, как дела обстоят сейчас. Надеюсь, они будут потрачены с толком, и не вернутся за ненадобностью обратно в Москву.
Кстати, цифровизация станции скорой помощи, думаю, стала главным аргументом в ее защиту в разборе полетов по нашумевшему инциденту, потому как там все ходы записаны. Включая дозвоны, переговоры, «глонассы» и т.д. Обо что вполне разбивается идея сделать «скоростников» главными виновниками случившегося.
Фейковая отставка министра
Такое событие, как стояние скорых с больными под минздравом, происходит в исключительных случаях. И тогда они доходят до Москвы и разных Би-би-сишных окраин. А еще доходят до президента, Росздравнадзора, Минздрава РФ, прокуратуры, СК и других уважаемых надзорных органов и контролирующих организаций. И понятно, что сразу встает вопрос «кто виноват?», который губернатор озвучил еще до возвращения на избравшую его территорию. Одной из первых временно назначенных виноватых стала Анастасия МАЛОВА, заместитель министра здравоохранения Ирины СОЛДАТОВОЙ, приехавшей с ней в Омск. Почему временно? Все же уяснили, что МАЛОВА не отставлена, а отстранена на время расследования и поиск причин случившегося и виноватых? Во всяком случае Ирина СОЛДАТОВА весь день 28 октября неустанно повторяла это коллективу минздрава. В надежде, что все будет как раньше.
Но коллективное бессознательное решило, что уже не будет. В пятницу 30 октября губернатор собрал лиц, принимающих решение в Минздраве, дабы разобраться, что происходит в омской медицине. Настроен он был крайне решительно и опрашивал присутствующих, возможно, с некоторым пристрастием. И, опять же, возможно, часть информации о происходившем там просочилась и была частично искажена.
Факт, что с утра воскресенья стала расти волна слухов об отставке омского министра здравоохранения Ирины СОЛДАТОВОЙ. Слухи были в соцсетях, они передавались в мессенджерах. Были и телефонные звонки в стиле: «Ты слышала? СОЛДАТОВУ уволили!» То как решенный вопрос, то с недоверием, а правда ли это. Но что объединяло эти слухи, так это сопутствующее им чувство удовлетворения. Нескрываемого. Чувство предвкушения и радостного возбуждения. Ну, вы поняли. Неизвестно пока, какое решение принял губернатор по поводу виноватого, но общественное мнение уже точно знало, КТО во всем виноват. Понятно, министерство опровергло слухи об отставке министра в понедельник и правильно сделало. Фейк — это фейк.
Не общественное мнение назначает министров и их замов. Ирина СОДАТОВА с формальной точки зрения подчиненная Александра БУРКОВА и только его. И ее не может снять Минздрав РФ. Или кто-то другой. Только Александр Леонидович.
Что происходит в омском минздраве после отъезда ревизоров
Пока Ирина СОЛДАТОВА чувствует себя уверенно, но, похоже, озлоблена. С большой вероятностью можно предположить, что, и так не работавший единой командой, минздрав теперь будет окончательно расколот на две части. Омичей и не омичей. «Неомичи», чувствуя себя во враждебном окружении, станут бороться с омичами. А в стане омичей окажутся и курирующий вице-губернатор Владимир КУПРИЯНОВ, и первый замминистра здравоохранения Елена ШИПИЛОВА, и уж точно туда попадет новый зам Александр АХРАМОВИЧ, приступивший к исполнению обязанностей после отстранения Анастасии МАЛОВОЙ. СОЛДАТОВА будет искать виноватых, от скорой помощи и стационаров, до своего первого зама Елены ШИПИЛОВОЙ. Ведь КУПРИЯНОВА ей уволить не по силам, а АХРАМОВИЧ был назначен после акта отчаяния скорой.
И дело не в месте рождения. «Омичи» и «неомичи» в данном случае – весьма условное деление. Владимир КУПРИЯНОВ своим вмешательством в вопросы медицины в публичном пространстве невольно вскрывает недоработки министра. Но он курирующий вице-губернатор, карма у него такая. И соответствующие указания от губернатора.
Елена ШИПИЛОВА, подписавшая приказ о временной маршрутизации в попытках отладить работу этой сферы системно, покусилась на распределяемый Анастасией МАЛОВОЙ ресурс. Теперь в показном порядке не пристроишь кого-то из обратившихся к министру в инстаграмм. А такое бывало, и с весьма незначительными показаниями. Но главное – ресурс. Дефицитный. Бесценный. И, говоря понятным языком, похоже, «девочки обиделись». При разборках, уверена, имя ШИПИЛОВОЙ, как виноватой во всем, должно было постоянно звучать из уст Ирины СОЛДАТОВОЙ. Прошу прощения, если ошибаюсь.
Ну и, наконец, Александр АХРАМОВИЧ. Если он справляется, он как бы плавно вытесняет отстраненную временно Анастасию МАЛОВУ. Подругу и давнюю коллегу министра. И, кстати, а почему отстранили именно МАЛОВУ? Она была самой задействованной персоной от минздрава в процессе госпитализации омичей. Уехав в отпуск, не оставила после себя хоть сколько-нибудь жизнеспособную систему. Но, сдается, основным поводом было не это. Когда скорая более не смогла найти мест для госпитализации, именно Анастасии МАЛОВОЙ, вернувшейся из отпуска, был сделан звонок с просьбой помочь. В ответ было сказано примерно следующее: первый заместитель министра подписала приказ – к ней и обращайтесь.
Попытка создания приказа о временной маршрутизации как мера систематизации в любом случае требовала последующих доработок. Отказ Анастасии МАЛОВОЙ, похоже, был расценен как саботаж. В итоге Ирина СОЛДАТОВА в проблемах Анастасии МАЛОВОЙ точно винит всех троих вышеперечисленных «омичей». Хотя сейчас МАЛОВА работает, как ни в чем не бывало.
Проверки
Насколько конкретно отстранили Анастасию МАЛОВУ – не ясно. И, похоже, борьба будет продолжаться, пока на виноватых не укажут с помощью надзорных органов. Все заметили, что заместитель руководителя Росздравнадзора РФ Дмитрий ПАВЛЮКОВ не был щедр на комментарии? Это означает, что его комментариев стоит ждать в акте проверки.
Параллельно и прокуратура требует ответа от минздрава по произошедшему, а минздрав, в свою очередь, вчера, 2 ноября, в срочном порядке запросил отчета у стационаров по количеству коечных мест на 27 ноября:
Уважаемые руководители! В связи со срочным запросом прокуратуры необходимо до 17:00 часов сегодня предоставить данные о количестве свободного коечного фонда в лечебных учреждениях по состоянию на 27.10.2020г. на 12.00 и 21.00. Информацию предоставить на адрес эл. почты econ-miac@mail.ru.
Список ГУЗОО, предоставляющих информацию: БУЗОО «ГКБ № 11», БУЗОО «ИКБ №1 им. Далматова», БУЗОО «МСЧ 4», БУЗОО «ГДКБ № 3», БУЗОО «РД №4», БУЗОО «ГКБСМП №2», БУЗОО «КМХЦ МЗОО», БУЗОО «ОКБ», БУЗОО «ГБ №17», БУЗОО «ГКБ №1», БУЗОО «КМСЧ №7», БУЗОО «ГВВ», ЗСМЦ ФМБА, БУЗОО «ГБ № 7».
Решение принципиального вопроса
Как бы не действовали проверяющие органы, они не способны решить главный принципиальный вопрос. Как в дальнейшем госпитализировать ковидных больных?
Для понимания, по скорой в Омске сейчас в среднем в день в госпитализации нуждаются 80-100 пациентов. В день! И есть некий размер ковидного коечного фонда.
Как можно госпитализировать без отказов всех, кто в этом нуждается? Чтобы не было претензий? Никак. Мы оказались в условиях военного времени. И должны быть готовы к вынужденным мерам. И, логичнее всего, это будет ротация.
При высокой ротации (или сменяемости пациентов) нашего коечного фонда для госпитализации с натяжкой, возможно, какое-то время и будет хватать. Ведь сколько дней пациент при ковиде или так называемой вирусной внебольничной пневмонии будет находиться в стационаре? (А мы ведь понимаем, что госпитализируют только с очень серьезными показаниями.) Вы знаете?
А никто не знает. При любом другом заболевании об этом четко говорит стандарт лечения. Но стандарта лечения по COVID-19 не существует в природе. А стало быть выход будет один у омской медицины. Пациент стабилизирован – на выход! Не излечен, нет. Стабилизирован. А уж что под этим будет подразумеваться – время покажет.
Что с лекарствами, и к чему это все?
Давайте посмотрим правде в глаза. Есть вещи, на которые регион повлиять может, а есть те, на которые – нет.
Недостаток лекарств в аптеках и стационарах — острейшая проблема всей страны. Отсутствие запасов в стационарах – вопрос омской организации. Отсутствие возможности получить лекарства сейчас, в том числе в аптечной сети – российская. Высокий спрос и спасибо обязательной маркировке. Сегодня, учитывая коллапс по всей стране, правительство упростило систему маркировки лекарств. Посмотрим. Остается только надеяться, что кризис в ближайшее время рассосется.
Недостаток коечного фонда – общемировая проблема. Он нигде не рассчитан на эпидемии такого масштаба. Планирование максимально своевременного развертывания коечного фонда и его своевременное обеспечение – большей частью омская проблема. А вот, предположим, если военные, по весне еще, предложили региону возможность развертывания мобильного госпиталя, а регион отказался, убоявшись, что центр сочтет это проявлением слабости и отсутствия контроля за ситуацией – проблема только отказавшегося региона.
Адекватное информирование населения обо всех аспектах состояния омского здравоохранения и контроль соблюдения масочного режима – ответственность региона, и именно это может сократить или, наоборот, увеличить поток инфицированных в систему здравоохранения. Организованную в регионе совсем не блестяще.
Отдельная тема – легализация увеличившегося объема потребления кислорода в пандемию. Превышение в больнице объема хранения свыше 1000 тонн жидкого кислорода необходимо согласовывать через проект с Ростехнадзором. Процедура, занимающая время. Проблема, всей страны, но в регионе летом приступили к ее решению? Пока Ростехнадзор, понимая ситуацию, может закрыть временно на это глаза. А если рванет, как в Челябинске ? Помимо потенциальных жертв, будут аврально закрыты все госпитали, где нарастили кислородные мощности без законного согласования, и полетят головы главврачей. Ответственность регионального минздрава – организация решения вопроса.
Ну и, конечно, прерогатива региона — эффективное распоряжение деньгами, которые федерация направляет адресно на борьбу с коронавирусом. Здесь у нашего региона просто оскорбительно неимоверные возможности для улучшения.
Пока скорые под минздравом точно добились одного. Губернатор, наконец, лично очень заинтересовался омской медициной. Он непосредственно общается с медиками, представителями аптечных сетей. Давайте пожелаем ему разобраться. И предпринять уже, наконец, адекватные действия.