Все рубрики
В Омске вторник, 7 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,3124    € 98,4730

Иркутские прокуроры не смогли выбить 940 млн рублей из Транссибнефти

23 мая 2012 11:40
0
1497

15 мая в Первомайском районном суде завершилось рассмотрение громкого дела по иску Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры к омской «дочке» компании «Транснефть» в части взыскания ущерба, «причиненного почве как объекту охраны окружающей среды» в результате аварии с розливом нефти на 654-м километре магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск, которая произошла в 1993 году. По версии природоохранной прокуратуры, последствия нефтяной аварии жители поселка Тыреть Иркутской области ощущают до сих пор, а питьевую воду местным властям приходится завозить в поселок бочками. Но при этом прокуроры так и не смогли внятно объяснить суду, в чем они видят связь между отсутствием в поселке Тыреть питьевой воды и почти миллиардной компенсацией, которая заявлена по поводу загрязненных нефтепродуктами земель сельхозназначения.

Приземлились...

По версии Западно-Байкальского межрайонного прокурора Алексея КАЛИНИНА, лично прилетавшего из Иркутска в Омск на каждое судебное заседание, исковое заявление в защиту интересов Российской Федерации, Заларинского районного муниципального образования Иркутской области и Тыретского муниципального образования Заларинского района и неопределенного круга лиц появилось в результате выездной прокурорской проверки, которая проводилась в 2011 году по жалобам жителей поселка Тыреть и обращению председателя Заксобрания Иркутской области.

Как показала эта проверка, из-за бракованного сварного шва в 1993 году из магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (в настоящее время его обслуживает не Транссибнефть, а другая «дочка» Транснефти – ООО «Востокнефтепровод») более 30 гектаров земель сельхозназначения ТОО «Веренское» пострадали от разлива 25 тысяч кубометров нефти. Пострадал от нефти и водозабор Тыретского солерудника, который обеспечивал водой все население поселка Тыреть. После проведения выездной проверки природоохранная прокуратура поручила ФГУ «Центр агрохимической службы «Иркутский» провести новые лабораторные исследования и рассчитать сумму ущерба, причиненного природной среде загрязнением почвы нефтепродуктами. По заключению экспертов, сумма ущерба от аварии на нефтепроводе составляет в настоящее время 940,096 млн рублей.

Однако юристы Транссибнефти оперировали в суде другими данными. Они уверяли, что в 1993-1996 годах компанией был проведен полный комплекс эколого-восстановительных работ, земли сельхозназначения приведены в нормативное состояние и возвращены землепользователю. После восстановления плодородного слоя почв составлялся акт приемки земель, в котором оставили свои подписи и представитель Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды «Иркутскгидромет», и представитель ТОО «Веренское». Землепользователь и другие лица, в том числе лесхоз «Заларинский», получили компенсации. В работах по приемке рекультивированных земель участвовали и представители местной власти – Иркутского областного комитета по охране природных ресурсов и Саянского территориального комитета по охране природы. Последний участок пострадавших земель сельхозназначения (1,5 га) был восстановлен осенью 1997 года. А общие затраты на работы по ликвидации последствий аварии составили, по данным Транссибнефти, почти 195 млн рублей в ценах середины 90-х годов.

Воды нет и неизвестно…

Осталась непонятной и ситуация с водозабором, который до 1996 года стоял на балансе Тыретского солерудника, а потом был передан муниципалитету Тырети. Юристы Транссибнефти уверяли, что воду из двух артезианских скважин и до аварии нельзя было использовать в качестве питьевой, она не соответствовала ГОСТ 2374-85 «Вода питьевая» по минерализации, мутности, окисляемости и содержанию железа. То есть добыча подземных вод, судя по лицензии, и до аварии была разрешена только для технических нужд, а невозможность в настоящее время использовать воду из водозабора в поселке Тыреть как питьевую не связана с попаданием нефтепродуктов в водоносные слои. В пользу позиции Транссибнефти говорят и давние планы властей Иркутской области, которые еще в советское время пытались построить водовод Тагна – Тыреть — Залари, но денег на него так не нашли. Удивляют и невнятные ответы Западно-Байкальского межрайонного прокурора Алексея КАЛИНИНА на вопросы юристов компании и омских судей (дело рассматривали по очереди двое судей – Майра ВАЛИТОВА и Гульжан САКТАГАНОВА).

Природоохранный прокурор так и не смог внятно сказать, почему иск был подан спустя 19 лет после аварии, куда смотрели все эти годы власти поселка Тыреть и надзорные органы, и почему прокуратура настаивает на возмещении ущерба почве, а в самом иске акцентирует внимание суда на многолетнем отсутствии в поселке Тыреть питьевой воды. Алексей КАЛИНИН смог ответить и на вопрос, почему он настаивает именно на денежной компенсации, хотя законодательство об охране окружающей среды предусматривает различные варианты восстановления нарушенных прав, в том числе наложение на виновное лицо обязанности по восстановлению почв, которым был нанесен ущерб. И воспоминания старожила поселка Тыреть, пенсионера Николая ЧЕРЕПАНОВА, которого прокуратура доставила в качестве свидетеля на заседание суда 14 мая, тоже ничего нового к позиции надзорного органа не добавили.

— Мы удовлетворены решением Первомайского районного суда, считаем его справедливым и объективным. Суд беспристрастно рассмотрел все доводы сторон, исследовал все представленные доказательства по делу и вынес свое решение беспристрастно и объективно, — рассказала «КВ» руководитель пресс-службы ОАО «Транссибнефть» Наталья ГОРДЕЕВА. — ОАО «Транссибнефть» изначально считало иск Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры необоснованным и незаконным, поскольку иск подавался в защиту интересов прежде всего коммерческой организации, землепользователя.

Туманные перспективы

Понятно, что иркутские природоохранные прокуроры свою борьбу с Транссибнефтью еще не завершили. Нет сомнений, что Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей КАЛИНИН будет подавать кассационную жалобу на решение Первомайского районного суда, ведь он приезжал в Омск, чтобы лично поучаствовать в процессе, не от избытка свободного времени. По мнению федеральных интернет-изданий ответ на вопрос, почему органы прокуратуры вспомнили о давней аварии на нефтепроводе Красноярск — Иркутск, следует искать в недавних событиях, которые происходили в Заларинском районе. А самым крупным событием была приватизация в ноябре 2010 года Тыретского солерудника, который по факту является самым крупным соледобывающим предприятием Сибири и находится как раз на территории Тыретского муниципального образования, интересы которых так отчаянно отстаивали в суде иркутские природоохранные прокуроры.

Когда ФАС России по настоянию Генпрокуратуры РФ не допустила к приватизационному аукциону, где продавался Тыретский солерудник, самого крупного в России соледобытчика — ООО «Руссоль», мотивируя такое решение слишком большой концентрацией соляных активов в собственности этой компании, а предприятие было выкуплено никому не известным ООО «Солидарность», а спустя пару месяцев перепродано другой непубличной фирме — ООО «Восточно-Сибирская торгово-промышленная компания», в иркутских СМИ почему-то родилась версия о причастности к покупке Тыретского солерудника коммерческих структур, связанных с предпринимателем Артемом ЧАЙКОЙ, сыном генпрокурора РФ Юрия ЧАЙКИ, некогда возглавлявшего прокуратуру Иркутской области. На самом деле 36-летний выпускник юрфака Иркутского госуниверситета Артем ЧАЙКА в событиях вокруг Тыретского солерудника не засветился, но если соляной бизнес в Иркутской области действительно контролирует старший сын генпрокурора РФ, то в деле по иску Западно-Байкальской природоохранной прокуратуры к Транссибнефти продолжение последует обязательно. Административный ресурс у нас еще никто не отменял.




 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

По жалобе жителя Омска оштрафовали Азиатско-Тихоокеанский банк

Кроме того, кредитная организация вводила потребителей в заблуждение

6 мая 19:00
0
334

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.