А также отсутствием в областном центре ажиотажного спроса и дефицита продовольственных товаров
Очередной позитивный отчет о ситуации на продовольственном рынке Омска администрация города подготовила к заседанию совета глав муниципальных образований при губернаторе Омской области, которое состоялось на минувшей неделе. Судя по информации чиновников, таких минимальных цен на продукты, как в Омске, не найти по всей Сибири, а проблема у нас только одна – неравномерное распределение торговых объектов, из-за чего в отдельных местах возникает «серьезная транспортная загруженность магистралей».
Судя по результатам маркетингового исследования Омского экономического института, которые были озвучены первым вице-мэром Омска Александром ПОПОВЦЕВЫМ, с показателем обеспеченности населения торговыми площадями у нас полный порядок. Общее количество объектов потребительского рынка в 2015 году увеличилось до 11 900, из них к предприятиям торговли относятся 7 500 объектов (около 63%). Обеспеченность населения торговыми площадями в 2015 году составила уже 1052,9 кв. метров на тысячу человек (в том числе по продаже продовольственных товаров – 331,05 кв. метра), что в 1,7 раза больше минимума, установленного для города Омска.
Сегодняшний оборот розничной торговли на 90% формируется торговыми организациями, использующими стационарные помещения, то есть магазинами, торговыми комплексами, супермаркетами. Оставшиеся 10% приходятся на рынки и ярмарки, интерес к которым у омичей продолжает снижаться. На 12 рынках, которые сегодня функционируют в Омске, остаются невостребованными порядка 30% торговых мест. В общем торговом обороте лидируют, кстати, крупные торговые комплексы и федеральные сети. На их долю, по информации авторов исследования, приходится около 75% всех омских торговых площадей. Площадь торговых объектов так называемой шаговой доступности (формата «магазин у дома») не превышает 20%. Вполне благоприятная в Омске и ценовая ситуация. Сегодня она складывается не под влиянием объективных факторов на рынке продовольствия.
– Впрочем в результате проводимого мониторинга на территории города Омска наблюдаются как негативная, так и положительная тенденции по уровню цен на продукты питания, – рассказал Александр ПОПОВЦЕВ. – Например, за последнюю неделю февраля потребительские цены снизились по 12 позициям из 40, включенных в мониторинг, по 8 товарам цены практически не изменились и по 20 – повысились от 0,6% до 8,3%. Несмотря на это, по данным статистики, на 2 марта 2015 года цены на 37 из 39 основных продуктов питания в городе Омске находятся на самом низком уровне среди регионов СФО. И стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Омской области стабильно ниже среднего значения по СФО и Российской Федерации и составляет 10 521,78 рубля в расчете на месяц.
Причину ценовой стабильности на потребительском рынке и отсутствия скачков спроса на продовольственные товары городские чиновники видят, естественно, в долгосрочной и мудрой политике в сфере торговли. Вот и сейчас мэрия, судя по информации первого вице-мэра, всячески поддерживает идею расширения торговых связей города с сельскими товаропроизводителями с целью увеличения на прилавках ассортимента продуктов питания. По мнению ПОПОВЦЕВА, первые успехи уже налицо. Администрацией города совместно с союзом организаций торговли Омской области реализуется проект «Крестьянский продукт», в рамках которого через специально созданное предприятие ООО «Крестьянский продукт» организована продажа местных фермеров. В мае заработает торговый павильон, где под маркой «Немецкое подворье» будет реализовываться продукция, производимая предпринимателями Азовского района. А в марте 2015 года планируется открытие продовольственного магазина под маркой «Омские продукты».
Единственная проблема, которую администрация города не может не отметить, – диспропорция между городскими административными округами по уровню обеспеченности торговыми площадями. Именно эта диспропорция, мол, порождает серьезную транспортную загруженность магистралей для одних районов и дополнительные временные затраты жителей других районов на поиск и приобретение товаров. Впрочем дальше констатации этого факта муниципалитет пойти не рискнул.