Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Манеж на сцену поменяв

21 января 2015 10:52
0
4183

За четверть века в Театре "Арлекин" Эдуард ПАВЛИНЦЕВ сыграл и Колобка, и мэра

Об актерской профессии и уж тем более о ширме с куклами он не мечтал с детства. В юные годы Эдуард ПАВЛИНЦЕВ пропадал в цирке, десятки раз смотрел одну и ту же программу. Больше всех его восхищали клоуны. Ведь они, хитрюги, так ловко притворялись, что ничего не умеют, а сами и жонглировали, и делали акробатические трюки, и взлетали под купол не хуже воздушных эквилибристов. Тогда он решил непременно стать клоуном, чтобы веселить людей, чуть-чуть их при этом обманывая и вовсю хулиганя. Мечта сбылась странным образом. Он не стал клоуном. Он стал актером театра кукол, где вот уже 25 лет дарит зрителям разных возрастов радость и веселье, смех и слезы и, конечно же, каждый день их немного обманывает. Ведь театр любой, а кукольный особенно – это прекрасная иллюзия. А еще здесь, как на манеже, могут понадобиться самые разные способности. Заранее даже не угадаешь какие.

«Я не выпячиваю грудь, меня не видят зрители…»

Профессия актера-кукольника, наверное, требует некоторого самоотречения. Здесь часто приходится наступать на горло собственному тщеславию. Ведь главной в спектакле является кукла, а ты лишь тот волшебник, который оживляет ее, оставаясь незамеченным. Об этом ПАВЛИНЦЕВ даже написал в песне «Разговор с одноклассником», где его герой (или сам автор) развенчивает заблуждение друга о легкости актерского хлеба:

         Да нет, здесь черный кабинет, лишь куколка купается

         В лучах больших прожекторов, а я стою в тени.

         И показать свое лицо мне здесь не разрешается –

         Не на меня направлены все яркие огни.

         Впрочем, в последнее время театры кукол все больше «обнажают» актера, выпуская его из-за ширмы. Он уже полноправно действует на сцене рядом с куклой, которую водит, а иногда и играет соло. Складывается впечатление, что человек и кукла – уже соперники. Об этом как о некоем кризисе с тревогой говорят театроведы. ПАВЛИНЦЕВУ тоже регулярно доводится играть роли со свободными от кукол руками: Летчик в «Маленьком принце», Дроссельмейер в «Щелкунчике», Бенволио в «Ромео и Джульетте». Случается, что в одном и том же спектакле он выходит и с куклой, и в роли живого плана: «Ревизор» (Городничий и Учитель словесности), «Сон в летнюю ночь» (Тезей и Оберон), «Ночь перед Рождеством» (Чуб и Артист кукольной труппы). Но, по собственному признанию, играть «живьем» Эдуард не любит. «Зритель приходит к нам в театр, чтобы увидеть куклу, — говорит он, — а не то, как мы тут розовыми щеками мелькаем. Когда на сцене есть диалог между человеком и куклой, это интересно, но кукла все равно должна преобладать».

С куклами он работал самыми разными: марионетками, планшетными, перчаточными, тростевыми, за долгие годы «общения» узнал все их хитрости и сложности. И если лично мне кажется, что нет ничего сложнее марионетки, что в ее нитях невозможно не запутаться, то мой собеседник решительно называет самой сложной куклу, надетую на руку. Она не дает простора ни для движения, ни, соответственно, для актерской фантазии. Зато в моноспектакле «Колобок» в арсенале ПАВЛИНЦЕВА оказался целый кукольный театрик-шарманка. Там много интересных придумок. И дети после представления всегда норовят заглянуть в шарманку, чтобы понять, как двигаются куклы. Главное, что «Колобок» помог раскрыть Эдуарду многие его навыки, которые он приобрел в молодости, пытаясь поступить в цирковое училище: жонглирование, владение музыкальными инструментами, эквилибр на катушках.

Приехал и не поступил

В Московское эстрадно-цирковое училище Эдуард ПАВЛИНЦЕВ поступал трижды. Перед каждым экзаменом он осваивал новые трюки. Ну, и шутить не забывал – все-таки клоуном хотел быть. Чувство юмора порой подводило.

– У меня однажды документы не пришли вовремя, – вспоминает он. – Я два тура прошел, а на третий без документов уже никак не допускали. Секретарь комиссии мне говорит: они пришли, вот квитанция, но некого отправить на почту. И я как был, в клоунском комбинезоне, в бабочке, рванул в почтовое отделение. Лето было. Прибегаю, говорю: дайте мне заказное письмо, вот квитанция, вот паспорт. Только сейчас пришло, задержалось. Мне отвечают: мы не можем вам выдать, это адресовано не вам. В общем, я там долго спорил, отдали мне в конце концов этот конверт. Я прибежал в аудиторию и, пока был обед, засунул письмо в барабанную установку. И когда на экзамене спросили, что вы еще можете, я говорю: «Давайте я вам фокус покажу. Вы говорили, нужны документы – документы сейчас будут». Начал там пассы всякие делать, прыгать, скакать. Потом подбежал к барабану, сделал очередной пасс и конверт перед членами комиссии выкладываю. Ну, хотел посмешить их, а они не улыбнулись даже. В общем, опять я в тот раз не поступил.

Гитара ВЫСОЦКОГО

В это время он уже окончил Омское речное училище, отслужил в армии, успел походить на Север рулевым-мотористом. В свободное время занимался в музыкальном ансамбле. По большей части ставил там свет, но и к музыке был неравнодушен. Его увлекало творчество ВЫСОЦКОГО, по фотографиям Владимира Семеновича он научился играть на гитаре. Смотрел, как тот зажимает разные аккорды, пробовал так же. На шестиструнной умел играть и до этого, а тут научился на семиструнной. Теперь вот сам пишет песни и исполняет их, выпустил диск с двенадцатью композициями «Звездный вальс», стал лауреатом бардовского фестиваля.

А в театр его привел, как это часто бывает, счастливый случай. Ансамбль участвовал в спектакле «Арлекина» «Ашик-Кериб» по М.ЛЕРМОНТОВУ. Театр должен был ехать на гастроли, а одному из музыкантов подвернулась выгодная халтура в Омске и он попросил друга: выручи, замени. Так ПАВЛИНЦЕВ пришел в Театр куклы, актера, маски «Арлекин», да там и остался. Сначала учеником артиста-кукловода, потом поступил в Ленинградский театральный институт на отделение театра кукол. Что греха таить, это был его последний шанс зацепиться в творческой среде, в которую он так стремился. Для цирка он уже становился старым, а тут вдруг как-то все сложилось на удивление легко. Он благодарен судьбе еще и за то, что встретил в театре свою вторую половинку – актрису и завлита Веронику БЕРМАН.

Вежливые аплодисменты и настоящий успех

Несмотря на то, что в репертуаре сейчас много вечерних спектаклей, ПАВЛИНЦЕВ любит детскую аудиторию – за ее искренность. По реакции взрослой публики не всегда понятно, удался ли спектакль, а это важно. Зритель обычно вежливо аплодирует, даже овацию может устроить на пустом месте. То ли из вежливости, то ли по приколу. А дети «голосуют» вниманием. Если зал излишне подвижен, значит, твоя работа детвору не цепляет. Спросишь: «Понравилось?», скажут: «Нет». Зато, если и правда нравится, смотрят, рот раскрыв.

Вот делить роли на любимые и не очень актер категорически отказывается. Считает, надо быть благодарным за любую. «Если роль нелюбимая, что ты тогда делаешь в театре? – говорит он. – Ты должен радоваться. Тебе дали роль, значит, ты нужен. Не нравится – отдадут другому. Еще не нравится – иди отсюда! Конечно, все хотят играть положительных героев. Но отрицательные роли даже интереснее, «жирнее», что ли».

На самом деле отрицательных героев ему играть почти и не приходилось. У многих из них знаки «плюс» и «минус» просто перемешались. Как и в жизни, наверное. И хотя выделять что-то артист принципиально не хочет, нельзя не заметить, что какие-то спектакли он играет с особым настроением. Например, «Ревизор». Потому что то, что там происходит, удивительно современно и ассоциируется с тем, что мы видим здесь и сейчас. Персонаж ПАВЛИНЦЕВА Городничий – это ведь практически мэр. И в кукольном образе (спектакль создан четыре года назад) омичи, от души веселясь, находили черты тогдашнего градоначальника. И художник, конечно, постарался, и актер с удовольствием похулиганил.

         Кстати

         Увлечение Эдуарда ПАВЛИНЦЕВА – тарелки. Декоративные, с изображениями городов, он коллекционирует: привозит из фестивальных и гастрольных поездок. Обыкновенные любит…мыть. Поэтому друзья всегда знают, что ему подарить, а супруга – чем порадовать с пользой для семьи.

            Роли текущего репертуара:

        Шарманщик – «Колобок» по мотивам русской народной сказки.

         Мороз Иванович – «Мороз Иванович» В. Одоевского.

         Король – «Кот в сапогах» Г. Владычиной.

         Ваня Доброй – «Волшебное кольцо» Б. Шергина.

         Отец – «Детство Никиты» А. Платонова.

         Летчик – «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

         Тезей и Оберон – «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира.

         Явтух, Шептун и Сотник – «Вий» Н.В. Гоголя.

         Бенволио – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

         Городничий и Учитель словесности – «Ревизор» Н.В. Гоголя.

         Чуб и Артист кукольной труппы – «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

        

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Цветок – это красиво...»

Тот завтрашний день, когда неисчислимые и несхожие племена все вместе устремятся к несказанно славному и прекрасному будущему

2 ноября 22:06
0
233

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.