Все рубрики
В Омске понедельник, 16 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Хоровод вокруг спектакля

20 июля 2016 10:12
0
3277

Несостоявшаяся премьера неожиданно получила большой резонанс

Нашумевшим событием уходящего театрального сезона стал перенос на осень премьеры спектакля "Хоровод" в драматическом Лицейском театре. Пьесу австрийского драматурга Артура ШНИЦЛЕРА ставил режиссер Петр ШАЛЬША и уже довел спектакль до выпуска. Почему отложена премьера и состоится ли она когда-нибудь, на пресс-конференции журналистам рассказали представители Лицейского театра и городского департамента культуры.

Петр ШАЛЬША – известный австрийский режиссер, поляк по происхождению. В Омске он уже ставил спектакль «Альпийское сияние» в «Пятом театре» (2008 г.). В Лицейский был приглашен его художественным руководителем Сергеем ТИМОФЕЕВЫМ на одном из международных фестивалей.

– Нам показалось, что будет интересно познакомить актеров театра, зрителей с его творчеством, – рассказал Сергей ТИМОФЕЕВ. – Стали выбирать пьесу, которая соответствовала бы нашим задумкам. Петр присылал свои варианты, я – свои, и вот все не хватало чего-то, не складывалось. Наконец возникла пьеса классика – «Любовный хоровод» ШНИЦЛЕРА. Когда мы прочитали ее, был шок. Волосы дыбом. По первой сигнальной системе, это действительно безобразие. Но потом, когда мы постарались посмотреть непредвзято, проанализировать, мы нашли, как нам кажется, ключик. Пьеса имеет двойное дно, она требует своего подхода. Тогда становится понятно, что это не просто череда адюльтеров, а история человеческих ошибок. Люди поддались соблазну и потратили свою жизнь на глупости, на увлечения и на страсть. Помимо остались создание семьи, любовь, дети. Это ушло в другую сторону. Так что это назидательная пьеса, и она вполне подходит для молодых людей, а значит, и для Лицейского театра.

Заметим, что у пьесы Артура ШНИЦЛЕРА была непростая судьба. Созданная в 1897 году и живописующая, как кажется на первый взгляд, беспорядочные половые связи, она была отвергнута тогдашним обществом. Пьесу запрещали, закрывали театры, посмевшие нарушить запрет. На долгие годы она стала «самой скандальной пьесой мирового репертуара». Однако сегодня ее ставят в Европе и в Америке, по ней снято несколько фильмов. Но в Омске не нее вновь отреагировали «по первой сигнальной системе».

– Спектакль подходил к выпуску, – продолжает Сергей ТИМОФЕЕВ. – Естественно, о нем были уже какие-то новостные сюжеты на ТВ. И после одного из таких сюжетов пришло письмо. Священник писал, что он посмотрел новостной блок, потом прочел пьесу. Он сказал, что это безобразие и в Лицейском театре нельзя такое ставить. Письмо отправилось и в департамент культуры. Помня свое первое впечатление, мы вполне поняли этого человека. Мы с Еленой Николаевной, нашим директором, позвонили ему, а потом встретились и поговорили. Разговаривали о том, что пьеса отличается от спектакля, что мысль, заложенная в ней, она не сразу видна – проявит ее режиссер здесь. Что эту пьесу нельзя читать как бытовую. Разговор был долгим. Мы говорили: давайте посмотрим, что у нас получится. Возможны круглые столы, где бы мы очистили эту пьесу от ее репутации. И как-то пришли к общему мнению, что да, это возможно, да, надо посмотреть. Единственное, что он просил, – не играть премьеру 8 июля, в День святых Петра и Февронии. А мы-то назначали сроки еще в апреле, и, конечно, были здесь несколько недобросовестны, потому что не учли, что есть определенная часть людей, которые трепетно относятся к этому дню.

За театр решила судьба. У одного из актеров обострилось старое заболевание, и пришлось отложить не только премьеру, на которую ожидали австрийского посла и директора Австрийского культурного форума, но и сдачу спектакля. Все это теперь перенесено на октябрь.«Честно говоря, выдохнули», – признается Сергей ТИМОФЕЕВ. Режиссер-постановщик от такой ситуации восторга не испытывает, сообщила директор театра Елена ЛАБИНСКАЯ. Наверное, не испытывают восторга и в Райффайзенбанке», который финансирует постановку. Финансовые обязательства как бы и становятся теми вилами, из-за которых отменять спектакль совсем никак нельзя. Угроза этого возникла тогда, когда, посмотрев на видео прогон (а возможно, и получив письмо), директор департамента культуры Владимир ШАЛАК высказал резко негативное отношение к будущему спектаклю. В частности, в эфире телеканала «Продвижение» он сказал: «Вы хотите повторения «Тангейзера»? Нам сегодня легче закрыть, чем завтра на всю страну прогреметь».

«Отчитаться» по реплике директор департамента не пришел, сославшись на занятость в связи с предстоящими юбилейными мероприятиями (кстати, «Хоровод» тоже был подарком к 300-летию Омска, хоть и несколько странным). Сгладить ситуацию попытался на пресс-конференции первый заместитель директора Владимир ДЕМЧЕНКО.

– Вы же знаете, какой Владимир Васильевич эмоциональный человек, – убеждал он. – Это было просто первое впечатление, высказанное на эмоциях. Мы сейчас не хотим делать никаких выводов. Мы посмотрим этот спектакль на премьере, которая обязательно состоится в октябре. Туда будут приглашены театральные критики, журналисты, представители общественности. Потом будет обсуждение. И это, опять же, не значит, что существует какая-то цензура. Просто эта работа требует разговора, обмена мнениями.

Вызывает недоумение даже не то, что в последнее время представители церкви и просто верующие активно вмешиваются в светские мероприятия (спектакли, выставки), а то, что им позволяют на это влиять. Ту же оперу «Тангейзер» в Новосибирске закрыли из-за гонения религиозных фанатиков. Но там хотя бы (повторюсь – хотя бы!) были библейские персонажи. В случае с «Хороводом» мы имеем дело просто с разными взглядами на вопросы морали. Спектакль взрослой категории – 18+. И тут уж, как говорится, хочешь – смотри, не хочешь – не смотри. Принуждать к тому или другому никто никого не имеет права. И может быть, не стоит забывать, что культ и культура вещи разные.

– Как режиссер я убежден, что на сцене театра возможно все – талантливое, живое, то, что допустимо законом, – говорит Сергей ТИМОФЕЕВ. – Наша основная труппа, а это люди от двадцати до пятидесяти лет, давно созрела для решения серьезных творческих задач. Она имеет право на любой спектакль. Многие воспринимают наш театр такой «тимуровской командой», а мы уже выросли из коротких штанишек.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.