Семнадцатого апреля экс-директор Омского судоремонтного завода, экс-генеральный директор ОАО «Иртышское речное пароходство», а ныне профессор, заведующий кафедрой экономики и управления в Омском институте водного транспорта Иван ЯНОВСКИЙ отметил 90-летний юбилей.
За плечами академика Академии естественных наук, заслуженного работника транспорта РФ, дважды кавалера орденов Трудового Красного Знамени, большая, сложная, интересная, полнокровная (или в этом случае следует, наверное, сказать полноводная) жизнь, наполненная замечательными событиями. О них, о себе, о родном вузе и любимых студентах, о глобальных региональных прожектах Иван Иванович рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
Об учебе
Мои родители переехали из-под Херсона в голодные 1920-1930-е годы в село Олифановка Черлакского района Омской области, в котором я родился. Два моих брата, к сожалению, умерли от болезней – тогда с медициной было сложно. Мы переехали в Одесское, где уровень жизни был немного повыше. Во время войны конюховали с мамой. Очень увлекался книгами – «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой». Окончив семь классов школы, перебрался в Омск – поступать в Омское речное училище. Тогда, в 1947 году, действовала карточная система, но, сдавая экзамены, я подзадержался, и два дня ничего не ел – упал в голодный обморок. Конкурс был серьезный – 20 человек на место, принимали в основном детей речников. Но я поступил, и это был самый счастливый момент моей жизни! Дисциплина была строгая, но зато полное обеспечение.
В группе я был единственным парнем из деревни. Ко мне по имени даже не обращались, кричали: «Эй ты, деревня, подойди!». Записался в местную секцию бокса, позанимался три месяца и потом, когда меня еще раз так окликнули, развернулся и дал сдачи! Сразу все забылось, я стал просто Ваней.
Во время войны, будучи совсем мальчишкой, любил играть на гармошке, а когда подрос – мама подарила мне баян. Парень-сокурсник помог мне разобраться с нотами, а начальник училища разрешил оставаться до полуночи в классе и репетировать.
Очень благодарен за то, что нас учили танцам. Это было не обязательно, я вызвался сам, выступал в ансамбле. Учили «Яблочку» и «Цыганочке», вальсу, галопу, падеграсу, падеспаню, падекатру, чардашу, краковяку, всему понемногу. Позже, когда мне довелось посмотреть почти весь мир, бывая в США, строя суда во Франции, в Германии и так далее – везде, где бы ни заиграла музыка, не боялся сразу вскочить и подойти к понравившейся девушке, ведь я мог станцевать абсолютно любой танец!
О работе
Учеба послужила настоящим толчком для моего жизненного пути. С 1951-го три года я проработал по специальности –
штурманом. Затем поступил в Новосибирский институт водного транспорта на факультет судовых машин и механизмов. Моей дипломной работой было строительство дизельного цеха Омского судостроительного завода. Меня направили на практику в Астрахань на местный дизелеремонтный завод. Вернулся мастером механосборочного цеха, а уже через год в Омск привезли конструкцию того самого дизельного цеха. Директор завода знал, что я этому и учился, пригласил на совещание… А я проект раскритиковал! Меня ведь учили совершенно иному. В итоге проект вернули на доработку, полгода доделывали. Ох и костерили тогда меня! Но зато получилось толково, меня назначили начальником этого цеха. Трудился честно и добросовестно, никогда не халтурил, не могу сказать, что было что-то особенное. Но обком сам решил сделать меня директором завода, хотя я не подавал никаких заявлений, ни о каком повышении не просил. Ценили, наверное...
С 1972-го 11 лет я проработал директором Омского судоремонтного завода, 30 лет «Иртышского пароходства» – через меня прошли тысячи людей. Курсантам сейчас говорю: неважно, доверили вам быть маленьким руководителем или большим, заботьтесь о своих подчиненных. Если думаете только о себе – становиться руководителем не стоит.
Не спорю, в моей жизни выдавались сложные годы, когда на меня давили, пытались в чем-то уличить, соблазнить не выплачивать, например, налоги… Но не вышло, не поддался. Ни разу! Контрольный пакет акций в «Иртышском пароходстве» позволял мне сохранять ситуацию под контролем и не изменять своим принципам.
О флоте
Очень переживаю за наш флот – именно он зарабатывает основные деньги, судоремонтные, судостроительные заводы только тратят эти средства. Стране срочно нужно изменить свое отношение к морскому и речному флоту, которое ухудшилось за последние годы. В Европе 16% транспортировки всех грузов приходится именно на водный транспорт, а в России всего 1,2%, несмотря на то, что у нас протяженность рек гораздо больше. Требуется серьезное обновление флота. Омский флот со времен моего руководства в «Иртышском пароходстве» практически не обновлялся. Конечно, это не вина нового директора, здесь не обойтись без помощи государства, без взятия машин в лизинг.
В Омске, чтобы осуществлять перевозки угля и прочих ресурсов до Усть-Ишима, Тевриза, Тары и так далее флотом, а не машинами, нужно проявление политической воли руководителей приречных районов. Себестоимость сухопутной перевозки грузов в три-четыре раза выше, чем по воде, плюс первая наносит огромный вред для экологии.
О долгостроях
Еще в 2007 году я высказывался в своей книге «Флот – моя судьба», что все речники против строительства Красногорского гидроузла. Тогда велись разговоры о двух вариантах его размещения – выше и ниже Омска. В первом предусматривалось водохранилище на 200 кв. м с поднятием уровня вод на 6-8 м, но стоимость этого проекта была в два раза дороже второго, следовало снести четыре деревни, что обошлось бы в 4 млрд. рублей. Плюс подтапливало Усть-Заостровку, и был выбран второй вариант – нынешний, несмотря на то, что нигде в мире не строят плотины ниже города по течению. Это неправильно, и даже не потому, что это чревато загрязнением воды – а я видал зеленую Омку. Все гораздо серьезнее. После ядерных испытаний в Семипалатинске ртуть попала в грунтовые воды, которая до сих пор стекает в Иртыш. В прошлом году обнаружили заражение ртутью в районах Омской области, правда, ее концентрация не превышает опасных пределов. Однако если мы перекроем течение плотиной, эта ртуть перестанет стекать и останется в Омске! Если подытожить, строительство Красногорского гидроузла – лишняя трата денег. Нефтеперевозки, транспортировка железобетона находится ниже плотины, а экология только ухудшится.
За строительство Омск-Федоровки я долгое время выступал, будучи депутатом и директором завода. Тогда рассуждал, что для Омска это хорошие деньги – дозаправлять самолеты, имея нефтезавод. Но сейчас это неактуальный для меня вопрос. А вот метро нужно заниматься немедленно – самым экологичным и оперативным транспортом. Пока Омск, может, и убывает в плане населения, но рано или поздно это изменится, город будет расти.
О профессорстве
Учиться любил всегда. Уже работая на заводе, стал доцентом, читал лекции. Затем в «Иртышском пароходстве», несмотря на хорошую заплату, учиться не перестал – защитил кандидатскую работу по техническим наукам, стал доктором транспорта, ваковским профессором.
75 лет назад я стал курсантом Омского речного училища. Спустя полвека вернулся в alma mater. Училище всегда было особенным, подарив миру немало поэтов, писателей, крупных руководителей, адмиралов. Сейчас я чувствую себя здесь нужным человеком. Мы готовим кадры добросовестно и с большим удовольствием. Много талантливой молодежи. Хотя она, конечно, совсем другая, по-иному ощущающая мир вокруг. Ее нужно уметь заинтересовать, вовлечь в процесс. Ругать за то, что они копошатся в телефоне, бессмысленно. Воспитательной работой не занимаюсь – для этого есть семья. Но рассказываю примеры из жизни, возможно, это будет полезно ребятам. Мне кажется, они умнее нас, просто менее зацикленные, свободные.
Пять лет назад это я предложил в нашем институте ввести бал Ушакова. Ребятам объясняю: это не для концертов, неважно, где будете, у нас или за границей, в любой компании не сидите просто за столом, не смотрите на рюмку, участвуйте во всем, танцуйте.
О жизни
Как человек в солидном возрасте, я по-настоящему прочувствовал и особенно сильно полюбил строки Николая Островского из романа «Как закалялась сталь», те, в которых Павка Корчагин проводит ревизию своей жизни: «Перед глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои 24 года? Он перебрал в памяти год за годом и пришел к выводу, что, несмотря на ошибки, сделанные по молодости и дури, а больше всего – по незнанию, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови». И тогда, когда он направляет на себя «презрительное дуло револьвера»: «Шлепнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить – шлепайся. А ты попробовал эту жизнь победить? Ты все сделал, чтобы вырваться из железного кольца?»
Я пробовал эту жизнь победить, я все сделал, чтобы вырваться из железного кольца. Мне не «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Мучительно больно только возвращаться в пустую квартиру… Потерял супругу, с которой прожил всю жизнь. Но все мы ТАМ однажды будем. А пока жизнь продолжается и я намерен провести отведенное мне время достойно. Главное, что я счастливый человек!.
Биографическая справка
В 2000 году Международным комитетом программы «Партнерство ради прогресса» Иван ЯНОВСКИЙ признан «Директором года» (в качестве генерального директора ПАО «Иртышское пароходство») и удостоен диплома и золотой медали «За личный вклад в развитие предприятия, коммерчес-кую предприимчивость и высокий профессионализм».
За время педагогической работы с 1960 года защитил кандидатскую диссертацию, получил звания профессора, академика РАЕН, академика Международной академии реальной экономики, степень доктора транспорта, опубликовал более 35 научных трудов. Под его руководством 4 соискателя защитили кандидатские диссертации.
С 2014 года возглавляемая ЯНОВСКИМ кафедра экономики и управления на транспорте ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» реализует выпуск и подготовку студентов по направлениям подготовки «Технология транспортных процессов» и «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», обеспечивающих кадровые потребности предприятий внутреннего водного транспорта Обь-иртышского и других бассейнов.
Иван Иванович был одним из инициаторов и создателем в 2015 году Попечительского совета Омского института водного транспорта, в который вошли 20 руководителей и специалистов предприятий водного транспорта, а в 2017 году – ежегодного бала Федора Ушакова с целью активизации творческого потенциала, патриотического воспитания подрастающего поколения и возрождения вековых традиций. В 2021 году ЯНОВСКИЙ выступил одним из инициаторов проведения Арктического форума «Один город – два пути», в котором активно приняли участие преподаватели и студенты института.
За успехи в науке ЯНОВСКИЙ удостоен золотой медали «Звезда Вернадского» 1 степени. Его заслуги отмечены орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы, «Знак почета»; медалями «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», За освоение недр и развитие
нефтегазового комплекса Западной Сибири», «300 лет Российскому флоту», золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью» «ВДНХ СССР»; нагрудными знаками «Почетный работник речного флота», «Заслуженный работник транспорта РФ»; международной премией «Факел Бирмингема»; многочисленными почетными грамотами.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Уважаемый Иван Иванович!
Примите наши искренние поздравления с Вашим юбилеем! Вот уже 75 лет Вы верой и правдой служите водному транспорту. Все мы хорошо знаем, какой огромный вклад Вы внесли в создание и развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, экономики Омской области, с каким мастерством и ловкостью провели Иртышское пароходство в сложные 1990-е годы через многочисленные экономические рифы и не позволили сесть ему на мель. Вы не только успешный производственник, но также талантливый ученый, искренний романтик и яркий педагог, заражающий новые поколения своим оптимизмом и уважением к профессии речника. Вам по праву присвоены высокие звания заслуженного работника транспорта РФ и доктора транспорта. Благодарим Вас за многолетнюю, плодотворную работу на производстве и в науке, за бесценный вклад в наше общее дело развития отечественного судоходства. Уверены, что Ваши профессионализм, целеустремленность и воля позволят и дальше добиваться самых высоких результатов, служить нашей Родине. Желаем Вам, Иван Иванович, крепкого здоровья, активного долголетия и новых успехов на педагогическом поприще! Счастья и благополучия Вам, вашим родным и близким!
Коллектив ПАО «Иртышское пароходство»
во главе с руководителем Андреем БАБИЧЕВЫМ
и коллектив Омского института водного транспорта,
директор Елена ЗАСЛАВСКАЯ