Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Иван ЯНОВСКИЙ, заслуженный работник транспорта РФ: «Главное, что я счастливый человек!»

20 апреля 2022 09:29
1
2992

Семнадцатого апреля экс-директор Омского судоремонтного завода, экс-генеральный директор ОАО «Иртышское речное пароходство», а ныне профессор, заведующий кафедрой экономики и управления в Омском институте водного транспорта Иван ЯНОВСКИЙ отметил 90-летний юбилей.

За плечами академика Академии естественных наук, заслуженного работника транспорта РФ, дважды кавалера орденов Трудового Красного Знамени, большая, сложная, интересная, полнокровная (или в этом случае следует, наверное, сказать полноводная) жизнь, наполненная замечательными событиями. О них, о себе, о родном вузе и любимых студентах, о глобальных региональных прожектах Иван Иванович рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

Об учебе

Мои родители переехали из-под Херсона в голодные 1920-1930-е годы в село Олифановка Черлакского района Омской области, в котором я родился. Два моих брата, к сожалению, умерли от болезней – тогда с медициной было сложно. Мы переехали в Одесское, где уровень жизни был немного повыше. Во время войны конюховали с мамой. Очень увлекался книгами – «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой». Окончив семь классов школы, перебрался в Омск – поступать в Омское речное училище. Тогда, в 1947 году, действовала карточная система, но, сдавая экзамены, я подзадержался, и два дня ничего не ел – упал в голодный обморок. Конкурс был серьезный – 20 человек на место, принимали в основном детей речников. Но я поступил, и это был самый счастливый момент моей жизни! Дисциплина была строгая, но зато полное обеспечение.

В группе я был единственным парнем из деревни. Ко мне по имени даже не обращались, кричали: «Эй ты, деревня, подойди!». Записался в местную секцию бокса, позанимался три месяца и потом, когда меня еще раз так окликнули, развернулся и дал сдачи! Сразу все забылось, я стал просто Ваней.

Во время войны, будучи совсем мальчишкой, любил играть на гармошке, а когда подрос – мама подарила мне баян. Парень-сокурсник помог мне разобраться с нотами, а начальник училища разрешил оставаться до полуночи в классе и репетировать.

Очень благодарен за то, что нас учили танцам. Это было не обязательно, я вызвался сам, выступал в ансамбле. Учили «Яблочку» и «Цыганочке», вальсу, галопу, падеграсу, падеспаню, падекатру, чардашу, краковяку, всему понемногу. Позже, когда мне довелось посмотреть почти весь мир, бывая в США, строя суда во Франции, в Германии и так далее – везде, где бы ни заиграла музыка, не боялся сразу вскочить и подойти к понравившейся девушке, ведь я мог станцевать абсолютно любой танец!

О работе

Учеба послужила настоящим толчком для моего жизненного пути. С 1951-го три года я проработал по специальности –
штурманом. Затем поступил в Новосибирский институт водного транспорта на факультет судовых машин и механизмов. Моей дипломной работой было строительство дизельного цеха Омского судостроительного завода. Меня направили на практику в Астрахань на местный дизелеремонтный завод. Вернулся мастером механосборочного цеха, а уже через год в Омск привезли конструкцию того самого дизельного цеха. Директор завода знал, что я этому и учился, пригласил на совещание… А я проект раскритиковал! Меня ведь учили совершенно иному. В итоге проект вернули на доработку, полгода доделывали. Ох и костерили тогда меня! Но зато получилось толково, меня назначили начальником этого цеха. Трудился честно и добросовестно, никогда не халтурил, не могу сказать, что было что-то особенное. Но обком сам решил сделать меня директором завода, хотя я не подавал никаких заявлений, ни о каком повышении не просил. Ценили, наверное...

С 1972-го 11 лет я проработал директором Омского судоремонтного завода, 30 лет «Иртышского пароходства» – через меня прошли тысячи людей. Курсантам сейчас говорю: неважно, доверили вам быть маленьким руководителем или большим, заботьтесь о своих подчиненных. Если думаете только о себе – становиться руководителем не стоит.

Не спорю, в моей жизни выдавались сложные годы, когда на меня давили, пытались в чем-то уличить, соблазнить не выплачивать, например, налоги… Но не вышло, не поддался. Ни разу! Контрольный пакет акций в «Иртышском пароходстве» позволял мне сохранять ситуацию под контролем и не изменять своим принципам.

О флоте

Очень переживаю за наш флот – именно он зарабатывает основные деньги, судоремонтные, судостроительные заводы только тратят эти средства. Стране срочно нужно изменить свое отношение к морскому и речному флоту, которое ухудшилось за последние годы. В Европе 16% транспортировки всех грузов приходится именно на водный транспорт, а в России всего 1,2%, несмотря на то, что у нас протяженность рек гораздо больше. Требуется серьезное обновление флота. Омский флот со времен моего руководства в «Иртышском пароходстве» практически не обновлялся. Конечно, это не вина нового директора, здесь не обойтись без помощи государства, без взятия машин в лизинг.

В Омске, чтобы осуществлять перевозки угля и прочих ресурсов до Усть-Ишима, Тевриза, Тары и так далее флотом, а не машинами, нужно проявление политической воли руководителей приречных районов. Себестоимость сухопутной перевозки грузов в три-четыре раза выше, чем по воде, плюс первая наносит огромный вред для экологии.

О долгостроях

Еще в 2007 году я высказывался в своей книге «Флот – моя судьба», что все речники против строительства Красногорского гидроузла. Тогда велись разговоры о двух вариантах его размещения – выше и ниже Омска. В первом предусматривалось водохранилище на 200 кв. м с поднятием уровня вод на 6-8 м, но стоимость этого проекта была в два раза дороже второго, следовало снести четыре деревни, что обошлось бы в 4 млрд. рублей. Плюс подтапливало Усть-Заостровку, и был выбран второй вариант – нынешний, несмотря на то, что нигде в мире не строят плотины ниже города по течению. Это неправильно, и даже не потому, что это чревато загрязнением воды – а я видал зеленую Омку. Все гораздо серьезнее. После ядерных испытаний в Семипалатинске ртуть попала в грунтовые воды, которая до сих пор стекает в Иртыш. В прошлом году обнаружили заражение ртутью в районах Омской области, правда, ее концентрация не превышает опасных пределов. Однако если мы перекроем течение плотиной, эта ртуть перестанет стекать и останется в Омске! Если подытожить, строительство Красногорского гидроузла – лишняя трата денег. Нефтеперевозки, транспортировка железобетона находится ниже плотины, а экология только ухудшится.

За строительство Омск-Федоровки я долгое время выступал, будучи депутатом и директором завода. Тогда рассуждал, что для Омска это хорошие деньги – дозаправлять самолеты, имея нефтезавод. Но сейчас это неактуальный для меня вопрос. А вот метро нужно заниматься немедленно – самым экологичным и оперативным транспортом. Пока Омск, может, и убывает в плане населения, но рано или поздно это изменится, город будет расти.

О профессорстве

Учиться любил всегда. Уже работая на заводе, стал доцентом, читал лекции. Затем в «Иртышском пароходстве», несмотря на хорошую заплату, учиться не перестал – защитил кандидатскую работу по техническим наукам, стал доктором транспорта, ваковским профессором.

75 лет назад я стал курсантом Омского речного училища. Спустя полвека вернулся в alma mater. Училище всегда было особенным, подарив миру немало поэтов, писателей, крупных руководителей, адмиралов. Сейчас я чувствую себя здесь нужным человеком. Мы готовим кадры добросовестно и с большим удовольствием. Много талантливой молодежи. Хотя она, конечно, совсем другая, по-иному ощущающая мир вокруг. Ее нужно уметь заинтересовать, вовлечь в процесс. Ругать за то, что они копошатся в телефоне, бессмысленно. Воспитательной работой не занимаюсь – для этого есть семья. Но рассказываю примеры из жизни, возможно, это будет полезно ребятам. Мне кажется, они умнее нас, просто менее зацикленные, свободные.

Пять лет назад это я предложил в нашем институте ввести бал Ушакова. Ребятам объясняю: это не для концертов, неважно, где будете, у нас или за границей, в любой компании не сидите просто за столом, не смотрите на рюмку, участвуйте во всем, танцуйте.

О жизни

Как человек в солидном возрасте, я по-настоящему прочувствовал и особенно сильно полюбил строки Николая Островского из романа «Как закалялась сталь», те, в которых Павка Корчагин проводит ревизию своей жизни: «Перед глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои 24 года? Он перебрал в памяти год за годом и пришел к выводу, что, несмотря на ошибки, сделанные по молодости и дури, а больше всего – по незнанию, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови». И тогда, когда он направляет на себя «презрительное дуло револьвера»: «Шлепнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить – шлепайся. А ты попробовал эту жизнь победить? Ты все сделал, чтобы вырваться из железного кольца?»

Я пробовал эту жизнь победить, я все сделал, чтобы вырваться из железного кольца. Мне не «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Мучительно больно только возвращаться в пустую квартиру… Потерял супругу, с которой прожил всю жизнь. Но все мы ТАМ однажды будем. А пока жизнь продолжается и я намерен провести отведенное мне время достойно. Главное, что я счастливый человек!.

Биографическая справка

В 2000 году Международным комитетом программы «Партнерство ради прогресса» Иван ЯНОВСКИЙ признан «Директором года» (в качестве генерального директора ПАО «Иртышское пароходство») и удостоен диплома и золотой медали «За личный вклад в развитие предприятия, коммерчес-кую предприимчивость и высокий профессионализм».

За время педагогической работы с 1960 года защитил кандидатскую диссертацию, получил звания профессора, академика РАЕН, академика Международной академии реальной экономики, степень доктора транспорта, опубликовал более 35 научных трудов. Под его руководством 4 соискателя защитили кандидатские диссертации.

С 2014 года возглавляемая ЯНОВСКИМ кафедра экономики и управления на транспорте ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» реализует выпуск и подготовку студентов по направлениям подготовки «Технология транспортных процессов» и «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», обеспечивающих кадровые потребности предприятий внутреннего водного транспорта Обь-иртышского и других бассейнов.

Иван Иванович был одним из инициаторов и создателем в 2015 году Попечительского совета Омского института водного транспорта, в который вошли 20 руководителей и специалистов предприятий водного транспорта, а в 2017 году – ежегодного бала Федора Ушакова с целью активизации творческого потенциала, патриотического воспитания подрастающего поколения и возрождения вековых традиций. В 2021 году ЯНОВСКИЙ выступил одним из инициаторов проведения Арктического форума «Один город – два пути», в котором активно приняли участие преподаватели и студенты института.

За успехи в науке ЯНОВСКИЙ удостоен золотой медали «Звезда Вернадского» 1 степени. Его заслуги отмечены орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы, «Знак почета»; медалями «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», За освоение недр и развитие
нефтегазового комплекса Западной Сибири», «300 лет Российскому флоту», золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью» «ВДНХ СССР»; нагрудными знаками «Почетный работник речного флота», «Заслуженный работник транспорта РФ»; международной премией «Факел Бирмингема»; многочисленными почетными грамотами.

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Уважаемый Иван Иванович!

Примите наши искренние поздравления с Вашим юбилеем! Вот уже 75 лет Вы верой и правдой служите водному транспорту. Все мы хорошо знаем, какой огромный вклад Вы внесли в создание и развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, экономики Омской области, с каким мастерством и ловкостью провели Иртышское пароходство в сложные 1990-е годы через многочисленные экономические рифы и не позволили сесть ему на мель. Вы не только успешный производственник, но также талантливый ученый, искренний романтик и яркий педагог, заражающий новые поколения своим оптимизмом и уважением к профессии речника. Вам по праву присвоены высокие звания заслуженного работника транспорта РФ и доктора транспорта. Благодарим Вас за многолетнюю, плодотворную работу на производстве и в науке, за бесценный вклад в наше общее дело развития отечественного судоходства. Уверены, что Ваши профессионализм, целеустремленность и воля позволят и дальше добиваться самых высоких результатов, служить нашей Родине. Желаем Вам, Иван Иванович, крепкого здоровья, активного долголетия и новых успехов на педагогическом поприще! Счастья и благополучия Вам, вашим родным и близким!

 

Коллектив ПАО «Иртышское пароходство»

во главе сруководителем Андреем БАБИЧЕВЫМ 

и коллектив Омского института водного транспорта,

директор Елена ЗАСЛАВСКАЯ

 

Комментарии
Антонова Елена 4 февраля 2023 в 10:23:
Иртышское пароходство развивается?
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Лучшим  хоккейным форвардом признан глава ОУР, капитан полиции Павел ЛЕСНИЧЕНКО

Сборная УМВД по Омской области завоевала золотые медали продолжительных соревнований «силовиков» по хоккею с шайбой

25 ноября 08:56
0
250

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.