Автор выставки плакал, что не может приехать на открытие.
В Историческом парке «Россия – моя история» впервые представлены уникальные произведения уральского художника из города Сатка Александра Геннадьевича СУХАНОВА. В экспозиции персональной выставки «Откровение» можно увидеть около ста картин мастера из собрания омского коллекционера Константина ГЛУЩЕНКО.
Выставка действительно станет для зрителей и откровением, и открытием. Живопись Александра СУХАНОВА удивительна, она легка. Изображение и реалистично, и не совсем подробно. Бытовые, на первый взгляд, пейзажи и зарисовки полны тонкой лиричности. Цель многих композиций – в выразительной передаче глубоко личных, камерно-эмоциональных переживаний автора, что не может не напомнить об импрессионистах.
Познакомившись с творчеством самобытного художника, писатель Захар ПРИЛЕПИН сказал, что произведения СУХАНОВА достойны того, чтобы выставляться в Лувре. И если это преувеличено, то только чуть-чуть.
При этом судьба Александра Геннадьевича СУХАНОВА была очень непростой. Трудно поверить, но у художника, которого можно было бы назвать «русским МАНЕ», часто не было холста. Он писал свои работы, на том, что оказывалось под рукой: на брезенте, картоне, мешковине, ДВП, даже на половиках и деревянных досках.
В 1970-е годы СУХАНОВ был практически изолирован от общества. Его обвиняли в формализме и нонконформизме, преследовали за то, что он писал не картины-лозунги, а то, что видит и чувствует. Чиновники запретили ему выставляться. Годы так называемой «внутренней эмиграции» наложили свой отпечаток, выразившийся в творческом кризисе. Однако мастер вновь нашел силы взять в руки кисти. И сегодня творчество Александра СУХАНОВА, можно сказать, возвращается к нам из небытия.
– Когда я впервые увидел работы Александра Геннадьевича, я поразился их пластичности и музыкальности, – говорит Константин ГЛУЩЕНКО. – Даже то, как женщины у него полощут белье, а такой сюжет встречается неоднократно, – это поэзия, целая симфония. Я влюбился в его работы. Я начал покупать картины, искать их по всей России, в том числе у других коллекционеров. Почти два года я этим занимался, а потом созрела мысль, что я не имею права владеть этим единолично. Даже если ты владеешь, ты должен делиться с окружающими. И вот это состоялось. Я уверен, что придет много людей, которые увидят эти работы. И их увидят другие города, я это знаю точно: Новосибирск, Тюмень. Сегодня поступило предложение из Торонто провести выставку в Музее современного искусства. А там, поверьте мне, не хуже русских людей умеют ценить то, что создают талантливые мастера.
«Живопись – не развлечение. Это крест, который мы вынуждены нести. Кто – мы? И РЕМБРАНДТ, и ВРУБЕЛЬ, и СЕРОВ, и ГОГЕН, и КОРОВИН. Надеюсь, я в числе их последователей. А если кану в неизвестность, значит, я – навоз, на котором вырастут прекрасные цветы», – слова Александра СУХАНОВА, которые стали предисловием к буклету его персональной выставки в Омске.
Автор не смог приехать на открытие. После похорон супруги у 79-летнего художника отказали ноги. Говорят, что со слезами на глазах он просил передать буквально следующее:
– Я благодарен русской земле за то, что есть города, где принимают мою выставку. И кланяюсь жителям Омска, которые смогут увидеть то, что я писал в разные годы.
Кстати, выставка Александра СУХАНОВА, которая будет работать до 26 декабря, стала подарком еще и ко дню рождения омского исторического парка. Ему исполнилось два года, за которые было реализовано 34 выставочных проекта, проведено 2786 экскурсий и принято 308 тысяч посетителей.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ