Посетителей приглашают заглянуть в преддверие сказки, где законы реальности нарушены.
Выставка «Пока часы 12 бьют» приурочена к празднованию Нового года и Рождества и предназначена для семейного просмотра. Создатели экспозиции постарались наполнить ее волшебной атмосферой. Два зала Генерал-губернаторского дворца объединили самые удивительные предметы из музейной коллекции: живопись, графику, скульптуру, изделия декоративно-прикладного искусства, а также специально созданные для выставки объекты и, конечно же, часы.
Смена одного года другим всегда рождает предчувствие чудесных перемен. В новогоднюю ночь все не сводят глаз с циферблатов, где стрелки должны сойтись на двенадцати. В это время часы становятся настоящим магическим атрибутом. И сегодня они наполняют зал, который называется «кабинет коллекционера». Впрочем, дети вполне могут считать его комнатой чудака-волшебника.
Здесь множество старинных, зачастую загадочных предметов: экзотическая восточная керамика, мебель с секретом, подсвечники, аксессуары для сервировки стола, картины с зимней тематикой.
В центре зала располагается украшенная ель, а в отдельной витрине размещены антикварные елочные игрушки.
В процессе работы выставки зрителям предстоит узнать о традициях украшения новогоднего дерева, о его истории. Ведь ель не всегда приносили в дом – в европейских странах ее украшали прямо на улице. Существовало поверье, что дерево это с темной энергетикой и нежелательно в комнатах. Вешали на ветки не игрушки, как сегодня, а плоды собранного урожая – чтобы и в наступающем году он был богатым, пока однажды не заменили яблоки стеклянными шарами.
Конечно же, самые главные экспонаты выставки – часы. Каминные, карманные, напольные. Заслуживают внимание часы «буль», изготовленные во Франции в 1860 году. Техника «буль» получила свое название по имени мастера Андре-Шарля БУЛЯ, мебельщика короля Людовика XIV. Корпус таких часов делался из дерева, на деревянный циферблат наклеивались пластинки с цифрами из меди, латуни или панциря черепахи. В данном случае картуши эмалевые. В корпусе есть два отверстия для ключей, которые заводили сам механизм и бой. Увы, оба они утеряны, и часы, как и многие другие, сейчас не на ходу.
На выставке есть несколько каминных часов середины XIX века, традиционно дополненных скульптурными группами. Причем одни из них, мраморные с золоченой бронзой, явно находились когда-то в аристократическом доме, а то и во дворце. Вторые – так сказать, эконом-вариант. Мрамор в них заменен алебастром, а бронза – шпиатром, более дешевым сплавом.
Различаются в том же плане и напольные часы.
– Вот в этих граненые стекла с латунной прожилкой, гири и маятник декорированы, зато у других фасад украшен объемной резьбой, хотя сами они и попроще, – рассказывает один из кураторов выставки – главный хранитель фонда ДПИ Музея имени М.А. Врубеля Игорь ГЛАЗОВ. – Особенность этих часов в том, что, в отличие от всех остальных, они поступили к нам не в 1920-е годы из Ленинградского музейного фонда, а гораздо позднее от омских коллекционеров. Но дата производства их примерно такая же – середина XIX века. Напольные часы являлись частью меблировки и придавали солидности кабинету или гостиной.
Ну и, собственно, волшебство. Его создает особая зона, где находится огромная каминная полка с часами и маленький замок, в окнах которого загораются огоньки. В часах они загораются тоже, и тогда циферблат становится прозрачным, показывая все шестеренки. Поначалу испытываешь легкий шок, оказываясь меньше каминных часов и выше замка. Но – таковы причуды сказки, где законы реальности нарушены, а предметы не соответствуют по размеру друг другу и даже сами себе.
Следующий зал, наполненный зеркалами и кристаллами, уже целиком погружает нас не то в мир зимней Нарнии, не то в царство Снежной королевы. Это и фотозона, и мастерская, где желающие смогут сделать елочную игрушку из конфетных фантиков или «поющий ветер».
Выставка будет работать до конца января.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА