Предприниматель продолжает настаивать, что пострадал от мирового экономического кризиса, а не намеревался совершить мошенничество.
16 и 18 февраля Омский областной суд рассматривал жалобы адвокатов Андрея МОТОВИЛОВА, Дмитрия НАУМОВА, Ивана СИНИЦИНА и самого осуждённого, фактического руководителя и собственника организаций ЗАО «ВСП Процессинг», ООО «ВСП Траст» и ЗАО «ВСП Крутогорский нефтеперерабатывающий завод» Валерия ФЕДОТОВА, на решение Центрального районного суда от 9 сентября 2021 года. Бизнесмен признан виновным в совершении мошенничества в особо крупном размере и приговорён к пяти годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима со штрафом в размере 500 тысяч рублей.
Следствие вменяло предпринимателю четыре эпизода по ч.4. ст.159 УК РФ. Два из них касаются кредитов: в 2014 году ФЕДОТОВ получил на свои бизнес-структуры кредиты в Газпромбанке (300 млн рублей) и Альфа-Банке (200 млн рублей). Как установил суд, предприниматель не намеревался их возвращать. Для получения кредитов в банки подавалась недостоверная информация о финансовом положении компаний-заемщиков. Выданные средства ФЕДОТОВ вывел и расходовал на собственные нужды. Оба банка признаны потерпевшими.
Другие два эпизода также относятся к 2014 году и касаются непоставок потребителям (Central Energy AG из Швейцарии и Victrix Energy BV из Нидерландов) предоплаченного топлива. В обоих случаях речь идёт о 3 тысячах тонн нефтепродуктов на общую сумму порядка 4,5 млн долларов. Как оказалось, на предприятии сломалось оборудование, и оно не смогло приготовить нефтепродукты нужного качества, указанного в договоре. Оперативно исправить поломку не удалось. Ответственности за эпизоды с непоставкой нефтепродуктов ФЕДОТОВ не понёс в связи с истечением срока давности.
Всё описанное имело место в преддверии банкротства предприятий ВСП. В конце 2014 года все три организации холдинга перевели юридические адреса из Омского региона в Москву, в январе 2015 года были запущены процедуры их банкротства. Основной производственный актив – Крутогорский НПЗ – работал до конца 2017 года.
В зале суда ФЕДОТОВ назвал поведение банков неадекватным: один из потерпевших потребовал вернуть заёмные средства досрочно, что привело к дефолту компании, а также инициировал уголовное дело «по надуманным обвинениям». Сказались и «налоговые манёвры государства». Всё это и привело к операционной остановке деятельности холдинга:
– Необходимо отметить, что при пересчёте на номинальную мощность стоимость имущественного комплекса Крутогорского НПЗ должна сегодня составлять без малого 3 млрд рублей. Недавно был продан Антипинский НПЗ в Тюменской области мощностью 7,5 млн тонн в год за 111 млрд рублей. Сужу по этой сделке. Чистая же стоимость Крутогорского НПЗ за вычетом кредитов 2,4 млрд рублей.
Предприниматель уточнил, что полученные от банков кредитные средства были использованы по назначению – для приобретения сырья и на оплату процессинговых услуг. Это подтверждалось, со слов ФЕДОТОВА, как показаниями самих сотрудников банка в суде первой инстанции, так и результатами экспертиз.
Далее в прениях выступят гособвинитель и представители потерпевших банков.
Полный текст читайте в ближайших номерах «Коммерческих вестей».
Фото © из архива «Коммерческих вестей»