Самое масштабное полотно не попало в экспозицию, оно ждет своего часа почти сто лет.
Один из них писал портреты представителей царской фамилии, другой – снимал посмертную маску СТАЛИНА. В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «МАНИЗЕР. Наследие династии художников».
– Мы показываем работы трех поколений, – рассказывает куратор выставки главный научный сотрудник музея Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Это произведения Генриха МАНИЗЕРА, который был и портретистом, и историческим живописцем, писал жанровые произведения на бытовые и библейские темы, то есть был разносторонним и талантливым художником. Затем – его сына Матвея МАНИЗЕРА, советского скульптора, с именем которого связана классика социалистического реализма. И одно произведение Гуго МАНИЗЕРА – представителя третьего поколения художников, мастера классического пейзажа. Практически все работы показываются впервые.
МАНИЗЕРЫ – династия обрусевших немцев, чья творческая деятельность проявлялась на протяжении почти 150 лет.
Родоначальником династии был Генрих МАНИЗЕР (1847–1925). Еще будучи студентом Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, он принимал участие в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.
В зрелые годы к творчеству Генриха МАНИЗЕРА проявляла большой интерес царская семья. Одно из его полотен на тему русско-турецкой войны приобрел для своей коллекции Александр III. Также известен портрет Николая II, написанный по заказу молодого императора и считающийся одним из лучших портретов последнего российского царя.
На выставке представлены живописные картины Генриха МАНИЗЕРА (самая известная и любимая зрителями – «Елочный торг»), эскизы, рисунки, офорты, переданные в 1928 году его вдовой Александрой Эдуардовной в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея по просьбе его директора Федора Васильевича МЕЛЕХИНА, мечтавшего создать крупнейший художественный музей в Сибири.
Творчество скульптора Матвея Генриховича МАНИЗЕРА (1891–1966) показано двумя работами: портретом оперного певца Ивана Васильевича ЕРШОВА (одна из ранних скульптур) и эскизом головы скульптуры «Катерина», которая является частью многофигурной композиции, установленной в честь поэта и мыслителя Тараса ШЕВЧЕНКО в Харькове. Последняя поступила в омский музей в 1956 году из Третьяковской галереи.
– Этот скульптурный эскиз говорит о том, что мастер работал в русле академического искусства, – подчеркивает Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Но так как он жил в советское время, то уже не мог пройти и мимо революционных преобразований. Матвей Генрихович создал много монументальных изображений ЛЕНИНА, СТАЛИНА, которые впоследствии были разрушены. Именно его пригласили снять посмертную маску СТАЛИНА в 1953 году. Для нас же Матвей МАНИЗЕР особенно дорог тем, что он украсил своими скульптурами московскую станцию метро «Площадь революции».
Реалистическую линию в творчестве продолжил представитель третьего поколения династии художников Гуго Матвеевич МАНИЗЕР (1927–2016). Активно путешествовавший пейзажист, он объехал весь Советский Союз, всю Россию. На выставке можно увидеть его работу «Земля Тюменская. Тундра» – эпический пейзаж, увиденный, вероятно, из самолета или вертолета. Примечательно, что свою коллекцию пейзажей Гуго МАНИЗЕР подарил государству.
Музейные работники сетуют, что не смогли показать самое большое полотно – «День грехопадения» Генриха МАНИЗЕРА, сюжет которого посвящен изгнанию Адама и Евы из садов Эдема.
– Работа эта очень масштабная: 2,5x3,5 метра, – говорит Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Полотно до сих пор находится на валу, с того момента, как пришло в наш музей. В акте приема о нем имеется такая запись: «трубка большая». Мы его периодически разворачиваем, любуемся им. Сейчас идет подготовка к реставрации, и скоро наступит время, когда мы увидим эту работу во всей красе. А пока на выставке представлены два эскиза к ней.
Выставка «МАНИЗЕР. Наследие династии художников» будет работать до 19 апреля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ