В Омском музее Кондратия Белова состоялось открытие выставки «Путешествие художника».
В экспозиции представлены живописные и графические работы рижских и санкт-петербургских художников из частной коллекции известного искусствоведа, коллекционера, члена Союза художников России, члена Союза художников Латвии Андрея МАЕВСКОГО.
География материалов этой выставки достаточно широка — Америка, Испания, Италия и, конечно, древние города нашей страны, курортные места, масштабные ударные стройки и милые сердцу виды Риги и Санкт-Петербурга. Широки и временные рамки путешествий, в которые приглашен зритель, — от 50-х годов прошлого века до наших дней.
В экспонируемых работах, таких разных по стилю и по технике исполнения, есть главная объединяющая их особенность — в них заключено не только понятное любому туристу стремление зафиксировать впечатления, полученные от того или иного путешествия, но и видение путешествия глазами художника, и стремление поделиться отношением к окружающему миру через свои творения.
Художники создали картины поразивших их воображение городов и стран, делясь со зрителем впечатлениями от природы, от особенностей национального образа жизни, национальной культуры. Интересно, что в экспозиции можно увидеть не только этюды и натурные зарисовки, но и композиции, приглашающие к философским размышлениям.
Куратор выставки, научный сотрудник музея Белова Людмила ОЛЕЩЕНКО напомнила:
— В СССР художники часто путешествовали, ездили на пленэры и творческие дачи, многие по собственному желанию, но часто отправляясь в творческие командировки по заказу Союза художников. Работы Галины Железняковой, Сергея Бакина и Эдуарда Антонова поведают о тех временах. Из командировки в Среднюю Азию в середине 50-х годов ленинградский художник Леонид Ткаченко привез много работ, одну из которых — «Самарканд» — зритель увидит на выставке. Рижанка Людмила Перец и питерский художник Алексей Парыгин предлагают совершить небольшие прогулки по любимым местам своих городов. А по работам ведущего художника Латвии Артура Никитина и ленинградского нон-конформиста Евгения Гиндпера можно узнать, что сейчас привлекает творческих людей и что вдохновляет их в путешествиях. Также зритель побывает в разных местах с художниками Владимиром Гороховым, Николаем Уваровым, Евгенией Измайловой и Андреем Маевским.
Интересны все рижские художники, чьё творчество представлено в этой экспозиции, но прежде всего интересен Артур НИКИТИН. По мнению Андрея МАЕВСКОГО, «этот художник — один из классиков».
НИКИТИН, действительно, мэтр Латвийского искусства: активную творческую и выставочную деятельность художник ведёт с 1958 года (участник более 400 выставок, порядка 30 из них — персональные), широко известен как живописец, график, скульптор и дизайнер. Работы НИКИТИНА находятся в собраниях Латвийского Национального Художественного музея, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге и многих других музеев, а также в частных коллекциях Западной Европы, России и США.
Приятно, что выставка открылась накануне Дня рождения Артура НИКИТИНА — 26 августа художнику исполняется 82 года. В экспозиции представлены такие работы мастера, как «Рига. Старый город» 2000 года, «Старый Иерусалим. Еврейский квартал» 2013 года, а также несколько совсем свежих работ — 2018 года, созданных во Пскове, во время совместной творческой поездки с Андреем МАЕВСКИМ. Интересно, что оба художника в этой поездке писали свои этюды зачастую стоя совсем рядом — практически с одной точки обзора.
Серию своих работ в нескольких графических листах представил и Андрей МАЕВСКИЙ — «Псков. Мижорский монастырь», «Лето в Новгородчине», «Сосны в Лосево». Этот блок размещён во втором выставочном зале.
Говоря о выставке, МАЕВСКИЙ отмечает:
— Из рижских художников обращает на себя внимание графическими работами одна из старейших мастеров, крупнейший график 30-40-х годов Мария МУЦИНИЕЦЕ. Она покинула Латвию одновременно с немецкими войсками, и поэтому в советское время в родной стране о ней не принято было говорить. Посетители выставки смогут увидеть её акварели 50-х годов — впечатления от путешествий художницы по Испании. Интересна также яркая живописная работа «Задвинье» известной художницы из Риги Людмилы ПЕРЕЦ.
Обзор творчества художников Санкт-Петербурга Андрей МАЕВСКИЙ начал с графических работ Ивана СЕВАСТЬЯНОВА, в которых запечатлены Псков, Новгород, Каунас и Верона. У этого художника — интересная творческая судьба. Начиная с 1945 года СЕВАСТЬЯНОВ был главным художником нескольких театров — Саратовского театра, Новосибирского театра оперы и балета, Театра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде – бывшей и будущей Мариинки.
— Многие лучшие свои графические работы Мастер созавал под впечатлением от путешествий (например, по Китаю). А Итальянская серия прекрасной графики появилась, когда в 60-е годы Кировский театр после ремонта решил возродить в своём репертуаре оперы Верди и по этому поводу театр направил своего художника в небольшую творческую командировку в Италию, — поясняет МАЕВСКИЙ и, продолжая обзор, заостряет внимание на картине примитивиста Владимира ГОРОХОВА. А затем переходит к свежей, 2018 года, живописной работе «Парижская набережная» Евгения ГИНДПЕРА. Заметим, что на формирование этого неординарного художника в 70-е годы оказал ощутимое влияние свежий воздух питерского художественного андеграунда.
Украшением коллекции Маевского можно назвать работу Сергея БАКИНА «Дождливый день», написанную в 70-е годы. Этот именитый художник интересен тем, что покинул страну в 70-е, и его графика — большая редкость в коллекциях. Он хорошо известен как дизайнер, работающий с крупнейшими модными домами и знаменитыми модельными агентствами.
Феликс ВОЛОСЕНКОВ представлен в экспозиции графическими листами из серии «Моё открытие Америки». ВОЛОСЕНКОВ — ещё один широко известный художник из Санкт-Петербурга. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Западных музеях. На выставке представлены два его графических листа из серии путешествий по Америке. Интересно, что не так давно ВОЛОСЕНКОВ выступил в качестве художника-постановщика двух балетов в Самарском академическом театре оперы и балета. Но прежде всего он — президент Санкт-Петербургской Академии Современного Искусства Бессмертных, которую он основал в тяжёлом для экономики страны 1994 году с целью поддержки и развития различных направлений современного искусства. ВОЛОСЕНКОВ — член правления Санкт-Петербургского Союза художников России, член Союза художников Италии, участник множества выставок и международных биеннале изобразительных искусств, член-корреспондент Российской академии художеств.
— Замечательный художник — Эдуард АНТОНОВ. Тоже один из старейших — ему недавно исполнилось 88 лет, он до сих пор активно работает. Стал известным графиком достаточно поздно — в 90-е годы громко заявил о себе внезапным каскадом персональных выставок, а до этого долгое время работал что называется «в стол». Интересен тем, что помимо стилистики 60-х, в его работах ощутимо особое отношение, особый подход к пригородам Петербурга. Он был реставратором царскосельских павильонов после войны. Поэтому вся архитектура, вся философия стиля барокко ему профессионально знакомы. Всё это ему очень близко, — поясняет МАЕВСКИЙ.
На выставке можно увидеть акварели этого художника, а также работы многих других известных художников из частного собрания Андрея МАЕВСКОГО.
На торжественном вечере, открывшем выставку, коллекционер напомнил, что он омич и выразил признательность Георгию КАТИЛЛО и Владимиру БЕЛОУСОВУ, которых назвал своими учителями и подчеркнул:
— С Омском связи у нас не прерываются, и в связи с юбилеями омских художников Анатолия ЧЕРМАШЕНЦЕВА и Георгия КАТИЛЛО-РАТМИРОВА состоялись выставки — это была экспозиция в Латвии к 100-летию революции и в Петербурге тоже состоялась выставка, на которой были представлены работы сибирских художников из моей коллекции.
Каталоги выставочных работ МАЕВСКИЙ подарил художникам, авторам этих работ, а затем поделился творческими планами: графические наброски СЕВАСТЬЯНОВА, НИКИТИНА и фотоработы Олега ДЕРКУНСКОГО, выполненные в редкой технике гуммимасляной печати, уже переданы в Русский музей — в дальнейшем также будут формироваться папки с представляющими музейную ценность набросками и этюдами известных сибирских и латвийских художников для передачи собранных и систематизированных материалов в Эрмитаж и в Русский музей.
Выставка ждёт посетителей по адресу ул. Ч.Валиханова, д. 10. Рекомендуем к посещению.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ