В «Пушкинке» отметили 100-летний юбилей омского фотографа Михаила ФРУМГАРЦА и подняли проблему сохранности фотолетописи в музеях и архивах.
30 марта в Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина состоялся круглый стол под названием «Омск середины минувшего века в объективе фотографа М.И. ФРУМГАРЦА (1921–1998)», посвященный 100-летию омского фотографа и фотохудожника. В работе круглого стола приняли участие фотографы профессионалы и любители, фотожурналисты, краеведы, хранители музеев и ученые.
На сайте нашей газеты «Коммерческие вести» 2 марта мы уже сообщали о юбилейной выставке фотографа Михаила ФРУМГАРЦА, которая работает в музее «Искусство Омска». Перед началом круглого стола состоялось открытие совместной с Городским музеем «Искусство Омска» книжно-иллюстративной выставки «Омск в объективе фотографов: к 100-летию со дня рождения Михаила Иосифовича ФРУМГАРЦА».
В последнее время стало модным собирать старые фотографии, на которых изображены известные люди нашего города, а также виды Омска. Коллекционеры старых снимков охотно выставляют их в социальных сетях. Об интересе пользователей интернета к старым фотографиям можно судить по количеству просмотров. Таким образом хранятся слайды в виртуальном виде.
Вторая категория коллекционеров собирает только снимки, отпечатанные на фотобумаге, и к электронным вариантам относится с недоверием. Также у них считаются ценными снимками только подлинники. Они не признают фотографии переснятые и ретушированные. Особенно настороженно относятся к подлинным снимкам краеведы. Как правило, они подвергают старые фотографии анализу и исследованиям и таким образом избегают подделок. В Омске краеведы Алексей СОРОКИН, Александр ЛОСУНОВ, Владимир СЕЛЮК и другие, как правило, предоставляют для омских книжных изданий и журналов снимки из своих личных архивов.
Открыл работу круглого стола на правах хозяина Алексей Петрович СОРОКИН, заместитель директора библиотеки. Он сказал:
«Может, до 2021 года мы мало уделяли внимания изобразительному фотографическому творчеству, где изображены образы города. Хотя во всех наших выставочных проектах стараемся в первую очередь отобразить старый Омск. Фотоработы ФРУМГАРЦА подталкивали наших сотрудников к созданию альбомов, а также к исследованиям. Сейчас фотографируют все, кто умеет и кто не умеет. Как говорят в народе: «Каждый суслик – агроном». И каждый, кто имеет телефон, – фотограф. Даже снимки, сделанные телефонами, пополняют информационную базу. Со временем и они приобретут историческую ценность. Правда, есть нюансы. На фото не указаны выходные данные: что и кто на снимке, или что за мероприятие, и так далее. Такая фотография теряет свою актуальность».
Далее СОРОКИН остановился на вопросе о систематизации коллекции и использовании этой коллекции. Он привел пример:
«Еще в старом здании библиотеки работал заместителем директора Владимир Андреевич ЗАПРУДСКИЙ. Уже находясь на пенсии, он начал фотографировать строительство новой библиотеки от закладки фундамента и до завершения ее строительства. Личный архив ЗАПРУДСКОГО впоследствии был передан на хранение в библиотеку, и хранится он сейчас в фонде сектора истории библиотечного дела. Однако прошло несколько лет, а так и не решен вопрос, как его хранить, как правильно учитывать, как систематизировать и как его представлять читателям. В библиотеке совсем другой учет, чем в архиве или музее. Пока нет законодательной базы. Вопрос пока остается открытым».
О фотоработах Михаила ФРУМГАРЦА рассказала Анастасия Леонидовна ГАРАЕВА, хранитель фонда фотографии и негативов музея «Искусство Омска»:
«Наш музей уже показывал несколько лет назад, при открытии, часть работ Михаила ФРУМГАРЦА. Это наш культурный герой Омска. – Во время выступления ГАРАЕВОЙ на экране демонстрировались слайды с фотографиями ФРУМГАРЦА. – Коллекция ФРУМГАРЦА, что хранится в музее, состоит из двух частей – художественной и из жизни Омска. Чем дальше мы уходим от тех лет, что изобразил фотограф на снимках, тем фотографии становятся ценнее и вызывают больший интерес у краеведов».
Анастасия ГАРАЕВА показала на слайдах специальные шкафы, где хранятся фотографии и негативы в архиве музея «Искусство Омска»:
«Каждый негатив, – продолжила она, – имеет контрольный отпечаток на фотобумаге и хранится в отдельном конверте. Вместе с ним – краткое описание изображаемого объекта. Это кропотливая работа, но без этого нельзя. Также имеются и журнал по регистрации каждой фотографии и негатива. Конечно, есть некоторые неточности в описании изображений на снимках, но эти поправки делают краеведы. Они определяют даты по архитектуре, по строительству зданий и другим изменениям. Например, в 1960-х годах посередине проспекта Маркса были клумбы с гладиолусами. Вот еще один спорный снимок ФРУМГАРЦА, на котором запечатлен трамвай. Одни краеведы говорят, что это улица Жукова, а другие утверждают, что улица Гусарова. На экране следующий слайд, здесь Михаил Иосифович снял улицу Ленина, и мы видим, что здесь росли ивы, которых сегодня нет».
ГАРАЕВА обратилась к собравшимся с просьбой помочь определить, что изображено на снимках ФРУМГАРЦА. Коллегиальным решением было дано более точное определение. Например, в центре города стали точками отсчета Дом союзов и Речной вокзал. Зная годы их постройки, можно указать и дату съемки.
Также ГАРАЕВА рассказала о правилах приема музеем от населения фотографий:
«Нам и всем музеям нужны фотографии не в электронном виде, а на фотобумаге. Нам нужен физический предмет, а не виртуальный. Пока музей не готов принять виртуальные изображения. Возможно, со временем и появятся технологии хранения виртуальных изображений, а пока их нет. Фотография, отпечатанная на бумаге, в музее будет хранится веками».
Омский фотограф и фотохудожник Владимир Федорович КУДРИНСКИЙ поделился своим опытом, как он хранит свой архив фотографий и негативов:
«У меня дома имеются шкафы с полочками, на которых в пакетах и конвертах хранятся негативы, контрольные отпечатки с них и описание. Без этого нельзя – иначе все превратится в бесполезную макулатуру. Михаил Иосифович учел все требования хранения, и потому музей «Искусство Омска» принял от него фотоархив. Сегодня практически исчезла, как мы, фотографы, ее называем, «мокрая печать», когда используется печать через фотоувеличитель, а химические процессы проходят в проявителях и фиксажах. Сегодня вместо проявителей используют китайские краски, которые со временем теряют свои первоначальные цвета и покрываются серыми пятнами. Во многих семейных альбомах хранятся снимки, сделанные 100 лет назад и больше, и они прекрасно сохранились. Вот что значит «мокрая печать»!»
Николай Федорович ХИЛЬКО, доктор педагогических наук, в своем выступлении сказал:
«Вспоминаю себя, как я в юном возрасте познакомился с Михаилом Иосифовичем ФРУМГАРЦЕМ. Он показывал свои фотоработы и подарил даже мне с дарственной надписью свой каталог со снимками. Это хорошо, что сегодня его последователями продолжаются съемки видов Омска, начатые им еще в 1940-е и 1950-е годы. У омских фотографов пока нет Дома фотографии, тогда как в других городах Сибири уже есть. Например, недавно открылся такой дом в Тюмени. Мы с инициативной группой дошли до областной администрации, чтобы нам помогли открыть в Омске Дом фотографии. Там нам сказали, что помещение будет выделено, но аренду и все налоги вы будете оплачивать сами. На этом круг и замкнулся. Сейчас в нашем городе идет увековечивание памяти работников культуры: музыкантов, вокалистов, литераторов, а вот увековечивания фотографов нет. Предлагаю увековечить память об ушедших из жизни фотографах и фотожурналистах – открыть аллею фотографов и высадить на ней деревья. Также установить мемориальную доску на здании областного музея образования с указанием, что в этом здании был открыт первый в Омске детский фотокружок».
Также обсудили хранение фотографий и негативов: Марина Александровна ЖИГУНОВА, кандидат исторических наук; Евгений Владимирович ГРУЗДОВ, хранитель и старший научный сотрудник музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля; Маргарита Ивановна САВРУШЕВА, куратор выставки и организатор круглого стола, заведующая истории библиотечного дела отдела «Центра краеведческой информации».
Марк Михайлович ФРУМГАРЦ, сын Михаила Иосифовича, в ответном слове поблагодарил всех присутствующих и организаторов круглого стола и фотовыставки за оказанную честь памяти об его отце.
От автора. В личных архивах коллег моего возраста скопились тысячи негативов, представляющих историческую ценность для нашего города. Однако никто не спешит их отдать архивам и музеям. С приходом электронных фотоаппаратов и машинной «сухой печати» фотоувеличители, фотобумага, химикаты и все остальные аксессуары оказались за ненадобностью уничтожены. Теперь вопрос. Куда девать негативы, что скопились у профессионалов и любителей? Лежат мертвым грузом. Конечно, мы можем перевести негативы в электронный вариант, но музеи и архивы в электронном виде их не берут. Просят перевести на бумагу, а также сделать контрольные отпечатки. Где печатать? Даже если отпечатать с негатива один снимок 10×12 сантиметров, в мастерской это обойдется более чем в 10 рублей. А если их сотни и тысячи? Я задавал вопрос в музеях: «А кто будет платить?» Ответ один: денег нет. Даже если музей или архив возьмет слайды на электронном диске, это весьма сомнительный носитель. Диск в любое время может выйти из строя и просто не открыться. Кстати, на многих упаковках электронных дисков по-английски мелким шрифтом указывается, что фирма дает гарантию, сохранение изображение на диске не более пяти лет. А что с ним будет через 25–50–100 лет?. Конечно, наука не стоит на месте. Есть уверенность, что со временем будут изобретены надежные для сохранности фотографических слайдов электронные носители. А пока будем хранить негативы в своих личных архивах в надежде, что они пригодятся в будущем многим поколениям.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ