В день рождения художника зрителям презентовали по-новому организованное пространство.
23 марта исполнилось 124 года со дня рождения народного художника России Кондратия Белова. В этот день в его музее традиционно открылась выставка «Художник на все времена», на которой зрители увидели и хорошо знакомые произведения Кондратия Петровича, и те, что уже давно не экспонировались. Также в витринах расположились фотографии, документы, личные вещи художника.
– Это тот случай, когда я говорю: наконец-то Музей Кондратия Белова стал музеем Кондратия Белова, – улыбается директор музея Владимир БЕЛОВ. – Сейчас у нас около месяца все залы будут заняты исключительно этой выставкой. Конечно, ее непросто собирать каждый год, потому что запасы нашего музея ограничены. На сегодняшний день у нас хранится 277 произведений Кондратия Петровича – это примерно поровну живописи, графики, книжных иллюстраций. Но очень много архивных материалов, более 400 единиц. Остальное – работы омских художников, в целом музейная коллекция составляет 1000 единиц хранения. Мы стараемся пополнять ее работами основателей нашего музея. И за последние пять лет с помощью министерства культуры, собственных средств и средств благотворителей приобрели четыре работы Кондратия Петровича и три работы Станислава Кондратьевича Белова. И хотя площади хранилища не очень велики, для этих художников у нас всегда найдется место.
Владимир БЕЛОВ рассказал, что пространство музея решено переформатировать. Постоянная экспозиция отныне будет располагаться в первых двух залах, а выставки омских художников, творческие вечера, конференции станут проходить в третьем зале. Это несколько непривычно, но действительно подчеркивает направленность музея и оправдывает его имя.
Кондратий Петрович Белов известен своими эпическими пейзажами, которые искусствоведы называли полным и выразительным портретом Сибири. «Дай мне холст три метра, вот я по нему погуляю», – говорил он. Сегодня такие работы тоже присутствуют в экспозиции. Но рядом с ними помещены небольшие, порою просто крошечные акварельные и гуашевые эскизы, и удивительно, насколько даже в них мастер сумел создать полноценную картину, прописать каждую деталь.
После открытия выставки прошел вечер памяти Кондратия Белова. На нем не говорили торжественных речей – за традиционно хлебосольным столом те, кто знали Кондратия Петровича, просто делились воспоминаниями о личных встречах.
А еще был показан фильм «Жизнь художника Кондратия Белова», снятый в 1989 году известным документалистом Александром Гутманом. Творческий путь художника рассматривается в фильме в контексте разных эпох. Две первые его главы «География» и «История» перетекают в главу «Жизнь» – жизнь и творчество художника своего времени, оставшегося художником на все времена. «Он работал от зари до зари. Как крестьянин относится к своему труду – так он относился к своему творчеству», – наверное, главные слова, которые говорит с экрана об отце Станислав Кондратьевич Белов.
В фильме неоднократно показывается село Пача. Знакомое по многим работам художника, оно и тут кажется живописным полотном. Но вот в кадре появляется движение, картина «оживает», и понимаешь, насколько живописец сумел сохранить память о родных местах, чтобы почти с фотографической точностью изображать их, спустя многие годы.
Как на любом дне рождения, не обошлось без подарков. Художник Игорь ЛЕВЧЕНКО презентовал музею портрет Кондратия Белова, написанный им еще в 2020 году.
– У меня есть серия работ «Омские художники», эту я сделал в память о Кондратии Петровиче к его 120-летию, – рассказал Игорь ЛЕВЧЕНКО. – Мне посчастливилось с ним встречаться. Уникальный человек был, для многих уже легенда. Сейчас своим ученикам рассказываю, что Кондратия Петровича видел, на меня смотрят с удивлением: «Сколько вам лет-то?»
Выставка продолжит работу до 16 апреля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ