Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Эльвира КАДЫРОВА: Обыкновенное чудо или химический процесс?

28 сентября 2021 10:00
0
2347

В Омском музее имени М.А. Врубеля пытаются разобраться в природе искусства. 

В рамках Года науки и технологий Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля совместно с группой компаний «Титан» показывает выставку «Искусство и Химия». Это уже вторая подобная выставка – первая демонстрировалась десять лет назад и была приурочена к 300-летнему юбилею Михаила ЛОМОНОСОВА.

Мастерская художника, будь то живописец, график, художник-прикладник, фотограф, – самая настоящая лаборатория, полная химических компонентов. Художественный музей хранит результаты их реакций, следит за надлежащим состоянием. Сегодня в экспозиции можно увидеть не только работы известных художников Петра ДИКА, Валерия КУЛИКОВА, Николая ТРЕТЬЯКОВА, Василия БЕЛАНА, Валериана СЕРГИНА, Николая РЫБАКОВА, Анастасии ГУРОВОЙ, Тамары ГРИЦЮК, но и узнать, из чего же, собственно, состоит изображение на полотне или бумаге.

Любая краска – это пигмент плюс связующие компоненты. Пигменты могут быть растительного, минерального происхождения. Например, темно-синяя краска получается из протертого лазурита, зеленая – из малахита или меди.

От связующих компонентов зависит тип краски. Гуашь и акварель относятся к водно-клеевым, водорастворимым краскам. Помимо воды в них присутствуют гуммиарабик, мед, иногда глицерин. А в гуаши – казеиновый клей, который делает ее более насыщенной, кроющей.

В иконописи используется темпера (долгое время она применялась и в живописи). Это водоэмульсионная краска. В основу эмульсии входит куриное яйцо: желток – для получения теплых тонов, белок для холодных. К сожалению, темпера не пластична, она быстро сохнет и быстро растрескивается. Поэтому в светскую живопись в свое время пришли масляные краски, обладающие широкой палитрой оттенков. Они делаются на основе растительных масел. Чаще всего используется льняное. Оно образует пленку, защищающую изображение.

Живопись представлена на выставке эффектной цветовой «растяжкой». Картины колористически расположены по лучам спектра, под ними лежат тюбики с красноречивыми названиями: кобальт синий, кадмий желтый, берлинская лазурь. А если прочитать текст рядом, то узнаешь, что ультрамариновая краска – это алюмосиликат натрия, а охра – гидрат оксида железа и т.д.

В печатной графике используется соляная кислота для протравливания изображения на металлической основе. Ну а фотография – это вообще сплошные химические реактивы.

– Цель выставки – показать, что всё в этом мире – химические реакции, искусство – не исключение, – говорит заместитель директора Музея имени М.А. Врубеля Ирина СИМОНОВА. – Здесь есть несколько тематических блоков, показывающих химию в разных видах изобразительного искусства. Ведь даже если взять простой карандаш – что в его основе? Графит, то есть уголь, углерод. Все пигменты состоят из химических элементов. Это как в живописи, графике, так и в стекле: если добавить хром, медь, получится зеленый цвет, с помощью золота – красный, так называемый «золотой рубин». Вот этот чистый, красивый желто-зеленый цвет получается при добавлении урана. Это урановое стекло, и оно даже немного фонит, но – в безопасных пределах. Наша выставка рассчитана на тех, кто начинает изучать химию и кто продолжает ее изучать. Здесь всё живое. Краски, то, из чего вырабатывается пигмент можно потрогать руками.

Кстати, есть краски, которые не сочетаются друг с другом или с определенной окружающей средой, и художникам надо бы это знать. К сожалению, это бывает не всегда, и произведения искусства гибнут или портятся. Так случилось со знаменитым полотном Архипа КУИНДЖИ «Ночь на Днепре». Художник использовал битумную краску, которая плохо сохнет, а при высоких температурах начинает плавиться. Поэтому она сильно темнеет и покрывается сетью трещин. Картина «Ночь на Днепре» была приобретена великим князем Константином Константиновичем и побывала с ним в кругосветном путешествии. Влияние морского воздуха и перепада температур сказалось негативно: полотно потемнело, стали неразличимы некоторые детали. И хоть автор отреставрировал картину, первоначального вида было уже не вернуть.

Химия в реставрации представлена на выставке историей о знаменитой омской копии «Данаи» РЕМБРАНДТА, участвовавшей в спасении эрмитажного шедевра, предметами из реставрационной мастерской и видеороликом о работе реставраторов.

И все-таки, только ли чистая химия лежит в основе любого искусства и хватит ли знания таблицы Менделеева для создания художественного произведения?

– Не устаю повторять, что изобразительное искусство – это обыкновенное чудо, – говорит куратор выставки Сергей БАРАНОВ. – Чудо – потому что, с одной стороны, не понятно, как это всё возникает. С другой стороны, чудо обыкновенное, потому что, в принципе, всю технологию можно разобрать, так сказать, поверить алгеброй гармонию. И выставка как раз об этом. Казалось бы, мы даем рецепт: вот краски такие, связующие компоненты такие. Но, чтобы создать те вещи, которые висят на стенах, этого недостаточно. Мы видим пейзаж, но, чтобы изобразить это море, небо или тундру, художнику нужно столько всего замесить, чтобы показать, насколько холодны прибрежные камни, насколько бурно море, какое мощное небо. То есть, кроме всех пигментов и связующих, там еще столько энергии художника, что это, конечно, фантастика.

Выставка будет работать до 28 ноября.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.