На выставке "Невозможное" запросто можно наткнуться на мертвое тело или осколок снаряда
6 августа в музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка "Невозможное". Совместный проект художника Сергея БАРАНОВА и искусствоведа Галины ГУРЬЯНОВОЙ посвящен памяти павших и выживших в Первой мировой войне.
Среди мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня начала Первой мировой войны, эта выставка занимает особое место. Что обычно демонстрируют подобные экспозиции? Документы, фотографии, вещи определенной эпохи. Здесь авторы показали саму суть войны как события отвратительного и страшного, не только безвозвратно уносящего жизни, но и столь же безвозвратно калечащего души. Показали художественными средствами – через живопись, инсталляции, литературные цитаты. Кажется, они действительно сделали невозможное.
Вазы с фруктами, горшки с цветами. Обнаженная женщина держит в руке зеленое яблоко, пара целуется у ночного стога. Уже завтра запах сена или фруктов будет означать приближение смерти – так пахнут боевые газы. "Белая звезда над маковым полем" называется первая часть экспозиции. Там есть буквально и маковое поле, и белая звезда. Но вообще "Белой звездой" называли на фронтах Европы адскую смесь хлора и фосгена.
Как разрывают снаряды и пули беззащитное тело, показано на примере…холста. Розовый загрунтованный холст. У него тоже есть скелет – подрамник, есть кожа – ткань. Она обожжена, разорвана в клочья чем-то страшным, уродливым, темным. Холст поврежден и никогда не станет картиной. Как не станет врачом, поэтом, художником убитый молодой солдат. Его просто НЕ СТАНЕТ. "Свинцово-серый и телесно-розовый" — вторая часть проекта, территория инсталляций.
Из романа Эриха Марии Ремарка "На Западном фронте без перемен": "Горечь комком стоит в горле, когда смотришь, как они вскакивают, бегут и падают. Так бы вот, кажется, взял да и побил их за то, что они такие глупые, или вынес бы их на руках прочь отсюда, где им совсем не место. На одного убитого бывалого солдата приходится пять – десять погибших новобранцев".
"Мы задумали наш проект пять лет назад как важную реплику в сторону события столетней давности, и событий, которые каждый год возникают на планете, – рассказывает Сергей БАРАНОВ. – Выставка неоднозначная, она требует погружения. Каждая деталь очень важна. И важно, чтобы зритель остался наедине с этим, чтобы он успел увидеть, прочувствовать, пережить то же, что и мы, когда готовили эту выставку".
Случилось невозможное. Еще вчера ты был человеком мирной профессии, читал высокую литературу, беспокоился о прыщике на коже, а сегодня ты – солдат, брошенный в грязь и холод окопов. Ты вынужден жить другой жизнью, точнее – чужой смертью, вынужден убивать. Но допустим, вновь случится невозможное, и ты выживешь в этой бойне. Как возвращаться к мирному существованию после того, как в тебе был разбужен зверь? Как жить среди тех, кто не был в аду войны и судит о ней только по военным парадам, кто призывает к новому победоносному походу?
"Невозможное" — выставка не только о том, что происходило с нами, но и о том, что может произойти. Это выставка-предостережение, которое сегодня неплохо бы услышать.
Фото: Алексей ОЗЕРОВ