Новая масштабная выставка открылась в Музее им. М.А. Врубеля.
На прошлой неделе в Центре «Эрмитаж-Сибирь» завершила работу экспозиция Государственного Эрмитажа «Консерваторы и бунтари», во многом посвященная французским импрессионистам. А уже на этой неделе в двух залах Музея им. М.А. Врубеля открылась выставка «Под впечатлением. Русский импрессионизм», приуроченная к 120-летию образования Союза русских художников и входящая в юбилейные мероприятия музея.
Союз русских художников пришел на смену художественным объединениям конца XIX века, таким как «Мир искусства», «Товарищество передвижных выставок». Это было искусство нового века. В отличие от передвижников и мирискусников, одни из которых изображали каторжный труд простых людей и хмурые пейзажи, а других тянуло к изысканности и эстетству, члены Союза русских художников показывали радость жизни, маленького мира вокруг. Главным для них были эмоции и впечатления, в чем они и оказались близки французским импрессионистам.
– Наша выставка рассказывает о зарождении нового художественного языка, метода в рамках Союза русских художников, – говорит куратор проекта Наталья БРАНДТ. – Этот путь проходит через весь сложный период начала XX века, потом заканчивается, но дает глубокие корни. Союзовцы, те, кто не уехал за границу после Октябрьской революции, стали мощной опорой советского искусства. И даже в русле соцреализма у них в чем-то сохранялась импрессионистическая манера. Мы можем видеть, что и сейчас в ней пишут многие художники – всё это идет оттуда.
На выставке представлено свыше 100 произведений живописи, графики, скульптуры и редкой книги из собрания четырех региональных музеев: Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Пермской государственной художественной галереи, Тюменского музейно-просветительского объединения и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Здесь можно увидеть работы прославленных русских мастеров: Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Бориса Кустодиева, Абрама Архипова. При этом в экспозиции много и не слишком известных широкой публике имен, но каждое из них достойно стать открытием для зрителя.
Центральное место в одном из залов занимает полотно «Баба» Абрама Архипова, в другом – «Девка» Филиппа Малявина. Оба являются жемчужинами Пермской художественной галереи и покидают ее стены лишь в исключительных случаях.
– Совершенно замечательная работа «Баба» была написана Абрамом Архиповым в 1910-х годах, это не единственное его произведение на крестьянскую тему, – рассказала ведущий научный сотрудник галереи Ирина АНДРЕНКО. – До 1925 года, практически до последних дней своей жизни, художник писал этих прекрасных русских крестьянок, причем все они у него в разных оттенках красного. Самое интересное, Архипов ведь начинал как передвижник. У него есть работа «Прачки», где сидят серые женщины с натруженными руками, и во всем чувствуется какая-то безысходность. У этой молодой крестьянки тоже натруженные руки и не слишком обустроенный быт вокруг. Но какая улыбка на лице! То есть это характеризует то, что происходило с художниками в тот момент – они поменяли свои представления о жизни, об искусстве от привычных к чему-то новому.
Переломный момент заметен в другой работе Абрама Архипова – «Купола», где еще сохраняется серый цвет, но уже появляются жемчужные оттенки. Эта работа была на первой выставке Союза русских художников. Кстати, автором эмблемы выставки, как теперь сказали бы – логотипа, был Михаил Врубель.
Пермская галерея также предоставила несколько работ Бориса Кустодиева – автопортрет и «Кошка на окне» – из коллекции дочери художника. Потрясающую работу Аполлинария Васнецова «Торг в древнем Новгороде», где мы видим русскую национальную, историческую тему, которая также была характерна для художественного объединения.
Вообще, русский импрессионизм отличался тем, что художники часто изображали деревню, в отличие от своих французских коллег, которые наблюдали за городской жизнью.
«Отцом русского импрессионизма» называют Константина Коровина, работы которого предоставил Екатеринбургский музей. А вот – достойная внимания работа его брата Сергея Коровина «Витязь». Это этюд к панно «Куликовская битва» из фондов Омского музея им. М.А. Врубеля. Художники того времени провозгласили этюд как самостоятельное, законченное произведение.
Пространство выставки решено дизайнером Александром КОДОТОМ эффектно и достаточно символично: два зала – два полукруга, замыкающихся в окружность. Здесь заложена тема жизненного цикла, который бесконечен.
Сама же выставка хоть и не бесконечна, но будет работать долго – до 28 июля.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА