Городской музей въехал в новое собственное здание — отреставрированную казарму в Омской крепости.
16 марта Городской музей «Искусство Омска» отпраздновал свое новоселье торжественным открытием выставки с динамичным названием «На старт! Внимание! Арт!», символизирующим начало нового этапа жизни учреждения и его коллекции.
«Искусство Омска» обрело свой собственный дом на территории историко-культурного комплекса «Омская крепость» в восстановленном двухэтажном здании казармы 1823 года. На площади 1900 квадратных метров музей «Искусство Омска» получил долгожданную возможность иметь и помещения хранилищ в соответствии с потребностям музейного фонда, и собственное экспозиционное пространство — современное и просторное. О возрасте здания музея напоминают эффектно вписавшиеся в его интерьер оставленные без отделки фрагменты аутентичной кирпичной кладки в залах и при входе, а также восстановленные опорные колонны. Музей едва успел переехать, а помещения его уже выглядят обжитыми. Так, например, первая работа, на которую обращают внимание посетители входя в музей, — уютно разместившаяся над старинной фисгармонией картина Елены БОБРОВОЙ «Изумрудный город».
На вернисаже, открывавшем новоселье, присутствовал министр культуры Омской области Юрий ТРОФИМОВ. Министр подчеркнул, что открытие музея, имеющего столь внушительную коллекцию современного искусства Омска, в новом здании — событие значимое не только для города, но и для всего Сибирского региона. На новых площадях у музея появляется больше возможностей для полноценной научно-исследовательской, учебной, просветительской деятельности и новые перспективы для проведения самых разных выставок.
Мэр Омска Оксана ФАДИНА, поздравляя присутствующих, отметила, что на новоселье принято дарить подарки, и преподнесла в дар музею от городской администрации картину Сергея ЛИСИЦЫ «Притча о драконе». Картина была написана художником под впечатлением творческого путешествия в Китай. Напомним, эта работа участвовала в конкурсе на лучшее художественное произведение 2017 года и была отмечена специальным призом музея «Искусство Омска». Мэр города выразила уверенность, что сотрудники музея смогут максимально плодотворно использовать предоставленное им пространство и будут пополнять коллекцию новыми интересными экспонатами.
Поздравили музей Владимир ШАЛАК, директор департамента культуры, а также Андрей МАШАНОВ. председатель омского отделения Союза художников России. Среди иногочисленных гостей можно было видеть и депутатов Горсовета, и предпринимателей, и художников, и студентов, а также руководителей и сотрудников других музеев Омска, пришедших поздравить своих коллег с новосельем.
— Несмотря на то, что музею уже 28 лет, настоящая профессиональная работа начинается лишь тогда, когда музей может открыть свои двери для посетителей. И такой момент наступил сегодня: мы начинаем свою работу выставкой с почти спортивным названием и в дальнейшем собираемся работать динамично. Чтобы посетители всегда приходили в наше здание на наши выставки и на наши проекты. За годы существования в музее были сформированы фонды изобразительного искусства, фотографии и негативов, детского спонтанного рисунка и художественного образования, печатной продукции, документальных видеоматериалов и личных архивов. Хочется отметить, что собрание Городского музея «Искусство Омска» патриотично по сути. Это уникальный музей местной культуры, а тема образа города является программной и структурообразующей в его концепции, — пояснила директор музея Лариса ТИМКОВА и, завершая торжественную часть вечера,пригласила гостей к просмотру экспозиции.
В основе проекта восемь монографических коллекций. Вниманию посетителей представлены работы художников Валентина КУКУЙЦЕВА, Георгия КИЧИГИНА, Дамира МУРАТОВА, Владимира КАЛИСТРАТОВА. В другом пространстве разместился раздел Фотографии. Здесь можно увидеть коллекцию работ Михаила ФРУМГАРЦА, работы Эдуарда САВИНА, Бориса ЧИГИШЕВА, Владимира ШЕВЫРНОГОВА. Выставку дополняют арт-объекты, образцы детского творчества.
Музей продемонстрировал обширное собрание работ Георгия КИЧИГИНА. Особый интерес вызывает встреча с творчеством Владимира КАЛИСТРАТОВА — «Крыши в синей дымке», «Дом с витриной», «Солнце на крышах» — эти пейзажи, выполненные в технике акварели, гуаши — серовато-сиреневые, пыльно-розовые, словно сквозь дымку сна рисуют нам Омск 1980-х. Работы этого художника не часто можно увидеть в Омске. В начале 90-х годов он покинул страну. Обращают на себя внимание пейзажи Валентина КУКУЙЦЕВА. Музей владеет крупной коллекцией работ этого художника (более 100). Удачно поданы в экспозиции разные этапы творчества Дамира МУРАТОВА.
Напомним, что Городской музей «Искусство Омска» основан в 1991 году. Основатель, автор концепции и первый директор музея — известный омский искусствовед Владимир ЧИРКОВ. Поддержал его идею, несмотря на трудности перестроечных времён, и стал инициатором создания ГМИО Владимир ШАЛАК, который в 1990 году возглавил департамент культуры Омска. Задача, стоявшая перед ЧИРКОВЫМ, была сложной: создание с нуля городского музея современного искусства. Любой музей призван собирать, сохранять и изучать историческое и культурное наследие. Музей современного искусства имеет свою специфику, потому что существует в том же культурном пространстве и в том времени, которое изучает. А для того, чтобы заниматься формированием коллекции произведений искусства сегодняшнего дня, нужно не только иметь качественное образование и хороший вкус — необходимо обладать целым набором особых личностных качеств. Прежде всего, это «чутьё к таланту» — способность безошибочно выделять талантливые работы. Это гибкость ума и внутренняя свобода, позволяющие понять и принять творчество художников, выходящее за привычные рамки. А значит — и самому иметь нестандартное мышление. Кроме того, важна отстранённость от личных предпочтений — это условие объективности.
В основу музейного собрания начала 90-х легли картины омских художников из состава неформальных творческих сообществ конца 80-х — начала 90-х годов. Например, участников экспериментального художественного объединения «ЭХО» — молодых талантливых представителей авангардного искусства, таких как Анатолий ШИРЯЕВ, Леонид ЕЛФИМОВ и других. Это объединение стало для многих омских живописцев и графиков стартовой площадкой на творческом пути. Кто-то из этих художников, побунтовав против идеологизированного соцреализма, вернулся к академическим традициям, а кто-то так и идёт по своему собственному, однажды избранному пути.
За восемь лет руководства музеем Владимир ЧИРКОВ сформировал в рамках авторской концепции цельную, серьёзную и обширную коллекцию. Новые экспонаты подбираются в фонды в соответствии с уровнем музейного собрания и укладываются в существующий контекст «Искусства Омска». Сегодня коллекция музея насчитывает более 10 тысяч единиц хранения в 11 фондах, ещё множество экспонатов из новых поступлений находятся в процессе оформления в музейные коллекции.
А в одной из витрин можно увидеть созданные Сергеем АЛЕКСАНДРОВЫМ два деревянных пароходика — белый и синий. Плывут себе к «повинциальной пристани». Один пароход — «А. Кутилов», другой пароход — «Первоцвет». Эта работа АЛЕКСАНДРОВА в стенах музея «Искусство Омска» считывается как беседа двух Омских Муз — как дар Музы художественной Музе поэтической. Дань памяти большого поэта Аркадия Кутилова.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ